14 мая состоятся парламентские и президентские выборы в Турции, на которых существует вероятность победы объединённой оппозиции во главе с Кемалем Кылычдарулы. Чем может обернуться смена турецкого лидера для Казахстана после почти двадцати лет правления Реджепа Эрдогана , сообщает exclusive.kz .
Аналитики оценивают шансы Реджепа Эрдогана победить в предстоящих выборах на уровне 53%. Ожидается, что за оппозиционного лидера Кемаля Кылычдароглы отдадут голоса чуть более 40% избирателей. Однако избирательские предпочтения могут резко усилиться в пользу оппозиции в последний момент, поскольку сильно зависят от текущей экономической ситуации, в частности, очередного удешевления курса турецкой лиры, инфляционного скачка, коррупционного скандала и пр. Все эти факторы уже значительно пошатнули позиции правящей Партии справедливости и развития (АКП) и никто не может дать гарантии, что не произойдет очередного печального форс мажора, как в случае с землетрясением, унесшим жизни более 46 тыс. человек.
Ожидание неминуемой победы АКП, тем не менее, подкрепляется общим вектором происходящих в последние двадцать лет перемен в Турции, с переходом от парламентской демократии к «выборной» автократии, то есть к ситуации, где выборы и, более того, шансы победы оппозиционных сил возможны больше на локальном уровне. При этом, все больше усиливается вмешательство правительства в выборный процесс и усиливается независимость правительства от парламента, имеет место давление на членов оппозиции в исполнительной власти, на независимые медиа и общественных активистов (как в случае с турецкими академиками в прошлом году). Да и в целом есть вопросы к прозрачности всего избирательного процесса.
Бессменное двадцатилетнее правление Эрдогана в качестве премьер-министра и президента страны стало возможным также из-за разобщенности оппозиционных сил, которые и в этот раз с большим трудом объединились и смогли выставить единого кандидата в лице Кылычдарулы. При этом, оппозиционный альянс из шести партий по-прежнему раздираем разногласиями и не имеет глубоко проработанной платформы, особенно по внешнеполитическим вопросам.
Ожидается, что единый лидер от оппозиции 74-летний Кемаль Кылычдарулы, будучи ярым кемалистом и политиком прозападного толка, в случае победы может реанимировать европейское направление внешней политики страны и в целом будет сконцентрирован на внутренней политике и возвращением в страну парламентской демократии.
Надо сказать, что это также отчетливо понимают и в Европе. У европейских политиков часто вызывали раздражение самостоятельность и своенравность Эрдогана и они планируют отправить максимальное количество наблюдателей от ЕС на турецкие выборы, чтобы хоть как-то оказать содействие оппозиции.
Такое развитие событий, в случае победы Кемаля Кылычдарулы, непременно скажется на снижении активной интеграции в рамках тюркского мира, который, по мнению экспертов, может отойти на второй или даже на третий план. Именно этим и было продиктовано решение о проведении внеочередного саммита Организации Тюркских Государств (ОТГ) в Анкаре в марте 2023 года, где главы центрально-азиатских стран и Азербайджана заявили о создании Фонда помощи в чрезвычайных ситуациях. По сути, данная встреча была проявлением акта политической поддержки лично Реджепу Эрдогану в преддверии президентских выборов.
Вместе с тем, конечно же, радикальной смены сотрудничества в экономическом плане между Турцией и Центральной Азией, даже в случае смены турецкого лидера, не будет. Стремление наших стран и Запада выстроить альтернативный путь нефти и газа, а также китайского экспорта в обход находящейся под санкциями России, актуализировали создание Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТК). Уже сегодня Турция является одним из основных торгово-экономических партнеров Казахстана и турецкий бизнес широко представлен в Казахстане. Двусторонний товарооборот между нашими странами составляет 6,3 млрд долл. и в случае реализации ТМТК этот показатель вырастет до 10 млрд.
Тем не менее, спектр развивающихся отношений в рамках единого тюркского мира выходит далеко за рамки экономики и охватывает многие другие сферы. Например, в области образования при активном участии Эрдогана создан Международный казахско-турецкий университета имени Яссауи в Туркестане, став одним из успешных проектов в образовательной сфере. В свою очередь, в турецких университетах обучаются порядка 8 тысяч казахских студентов.
В 2009 году было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Турцией, а с 2012 года на регулярной основе проводятся заседания Совета стратегического сотрудничества высшего уровня, возглавляемого главами государств двух стран. Последнее заседание было проведено в октябре 2022 года в ходе государственного визита Эрдогана в Казахстан, а в ходе визита Токаева в Турцию 11 мая прошлого года были подписаны ряд важных документов о развитии сотрудничества в ряде областей от масс медиа до безопасности и военной разведки.
Соответственно, снижение активной интеграции тюркского мира из-за смены турецкого лидера было бы нежелательным не только для Казахстана и стран Центральной Азии. Последние двадцать лет Реджеп Эрдоган, по сути, вывел Турцию в категорию региональной державы, с мнением которой вынуждены считаться как в Европе (включая Россию и Украину), так и на Ближнем Востоке, в арабском мире в целом, и на Кавказе, где Турция исповедует жёсткий прагматичный подход в решении проблем. Причём, стоит признать, усилия Эрдогана всегда оказывались эффективными.
Достаточно посмотреть на исход сорокадневной азербайджанско-армянской войны и возвращение Азербайджану исконных территорий после двадцати лет оккупации Арменией. Это состоялось в значительной степени не только благодаря военной поддержке Турции, обеспечившей критическое технологическое превосходство Байрактарами, но и политически блокировавшей вмешательство третьих стран в этот конфликт, прежде всего, в критический момент, со стороны России и Ирана.
Турция сегодня также контролирует северные территории Сирии, создав буферную зону против курдских формирований, что значительно усилило влияние Турции на фоне неизбежного ослабления российской военной помощи режиму Башара Ассада.
Для оценки современного влияния Турции в арабском мира немаловажно вспомнить и военную помощь Эрдогана в сохранении власти текущего правительства Ливии, которые, благодаря поставкам тех же Байрактаров, смогли защитить от захвата столицы Триполи Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с генералом Калифой Хафтаром, которого активно поддерживал Кремль через ЧВК Вагнер (по некоторым оценкам, в ЛНА насчитывалось до 2-х тысяч вагнеровцев, имевших на вооружении тяжелое российское вооружение, вертолеты и современные средства ПВО).
Самостоятельная политика Эрдогана неоднократно заставила понервничать и западные страны, включая США, в вопросе поставки российских ПВО С-400 в ответ на отказ Барака Обамы поставить в Турцию истребители пятого поколения, а также в вопросе расширения НАТО, где Швеция до сих пор не может вступить в альянс, несмотря на давление всех европейских стран на турецкого лидера.
Эрдоган также сыграл важнейшую роль в украинском конфликте, не только блокировав проход российских военных судов через Босфорский пролив в Черное море, но и демонстративно сняв российскую военную блокаду экспорта украинского зерна из порта в Одессе.
Сегодня Турция играет ключевую сдерживающую роль в резко обострившихся азербаджанско-иранских отношениях и ослабление ее активной роли может иметь непредсказуемые последствия для Азербайджана.
Однозначно, при Эрдогане Турция выросла из коротких западных «штанишек», ей уже недостаточна роль простого фронтлайнера НАТО. Она сегодня уже не может быть политическим «винтиком», а сама стала «винторезом», чья активная позиция критична и, что самое важное, востребована другими государствами, в том числе тюркскими странами, которые хотели бы видеть в Турции активного гаранта региональной безопасности. И эта идея, похоже, поддерживается самими США.
Казахстанско-турецкие отношения были важны с первых дней независимости. По сути, Турция является первой страной, признавшей 16 декабря 1991 года независимость не только Казахстана, но и других государств Центральной Азии и Кавказа. Кроме того, первое посольство независимого Казахстана также было открыто в столице Турции – Анкаре в октябре 1992 года. Важную консолидирующую роль играет также наличие значительной казахской диаспоры в Турции.
Говоря о перспективе также следует отметить и Китай, активно инвестирующий в расширение турецкой транспортной и портовой инфраструктуры. Анкара всегда придерживается прагматичной политики в отношении Китая. Несмотря на нелегкое положение тюрков в СУАР, Эрдоган старается избегать эту чувствительную для Пекина тему, и Турция стремиться стать транзитным хабом для китайских грузопотоков не только в Европу, но и на Ближний Восток, Северную Африку и обратно.
Что же касается политического курса оппозиции во главе с Кылычдарулы, то его повестка предусматривает возврат к парламентской форме, но в экономическом блоке может грозить развал, поскольку по договорённости с другими партиями, в случае победы он будет создавать семь портфелей вице-президентов и уже одно только это будет действительно большим вызовом для самого турецкого общества, уставшего впрочем и от автократии Эрдогана.
Автор Куат Домбай
Источник exclusive.kz