Норвегия собирается стать первой страной в мире, которая фактически уберет бензиновые и дизельные автомобили со своего рынка новых автомобилей,сообщает finversia.ru.

бесплатная Бесплатное стоковое фото с ev зарядка, автомобильная зарядка, автомобильная технология Стоковое фото

Фото:pexels.com

Несмотря на свои огромные запасы нефти и газа, эта скандинавская страна давно признана мировым лидером в области экологически чистых перевозок. Продажи ее электромобилей (EV) выросли с менее чем 1% от общего объема продаж автомобилей в 2010 году до колоссальных 88,9% в прошлом году — и эта тенденция не показывает никаких признаков замедления.

Данные, опубликованные Норвежским управлением общественных дорог, которое отвечает за национальную дорожную сеть страны, показали, что EV составили более 96% новых автомобилей, проданных за первые несколько недель этого года.

Это ставит Норвегию в шаге от перехода на полностью электрические автомобили — реализации необязательной цели, которая была впервые установлена ​​законодателями еще в 2017 году.

Кристина Бу, генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей (NEVA), которая представляет владельцев электромобилей в стране, ожидает, что Норвегия достигнет этой цели. Бу сказала, что планируют провести вечеринку, чтобы отпраздновать то, что, по ее словам, станет исторической вехой.

«Мы уже пригласили много политиков и различных заинтересованных лиц на вечеринку 13 февраля, потому что мы не знаем точно, пока не закончится год, но все говорят, что в этом году мы закончим где-то между 95% и 100%», — сообщила Бу CNBC по видеосвязи.

«Поэтому в такие времена, когда президент Дональд Трамп выводит США из соглашения по климату и все такое, я думаю, нам нужно отпраздновать достижения, которых нам удалось достичь», — добавила она.

Наряду с попыткой вывести США из знаменательного Парижского соглашения, Трамп также на прошлой неделе нацелился на несколько низкоуглеродных технологий. Это включало отмену необязательного указа его предшественника Джо Байдена, который ставил своей целью 50% продаж EV от общего числа проданных автомобилей в стране к 2030 году.

Указ Трампа, который подвергся критике со стороны сторонников электромобилей, был разработан для «устранения требования об электромобилях (EV) и поощрения истинного выбора потребителя».

Заместитель министра транспорта Норвегии Сесили Книбе Кроглунд заявила, что долгосрочная и последовательная политика, направленная на поддержку внедрения EV, а не на введение мер по запрету использования транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, имела решающее значение для перехода страны.

Для сравнения, Европейский союз принял законодательство, фактически запрещающее продажу новых автомобилей с выбросами углерода с 2035 года, в то время как Великобритания заявила, что запретит продажу новых автомобилей, работающих исключительно на двигателях внутреннего сгорания, к 2030 году.

Некоторые из норвежских стимулов для электромобилей включают освобождение от НДС, скидки на дорожные и парковочные налоги и доступ к автобусным полосам. Правительство также вложило значительные средства в общественную инфраструктуру зарядки, и многие норвежские домохозяйства могут заряжать свои автомобили дома.

Кроглунд описала эти изменения как «новую норму» для страны с населением 5,5 млн человек. «Транспорт — это большая часть ответа на экологически чистые решения. Поэтому нам нужно убедиться, что некоторые из успехов, которых мы добились с автомобилями, можно использовать и в других областях транспортного сектора», — заявила Кроглунд CNBC по видеосвязи.

Кроглунд заявила, что страна планирует полностью перейти на электрические городские автобусы в 2025 году, а к концу десятилетия перевести 75% парка большегрузных автомобилей на возобновляемую энергию.

Хотя продажи новых автомобилей в Норвегии близки к 100% электромобилей, на дорогах все еще много транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Бу из NEVA сообщила, что на национальном уровне уже 28% автомобилей полностью электрические, хотя в столице Осло этот показатель превышает 40%.

«Так много мужчин среднего возраста подходили ко мне и говорили: “Я никогда не собирался покупать электромобиль — вообще нет”. А затем они говорили: “Но теперь я езжу на…” и они называли мне модель, на которой ездят, и с энтузиазмом относились к технологиям и всему остальному», — рассказала Бу.

«Все наше общество пережило этот ментальный сдвиг. Я имею в виду, что норвежцы не более экологичны или более склонны к таким вещам, чем другие. Это была политика, которая сделала это, и люди быстро поняли и изменили свое мнение об этом», — пояснила она.

Считается, что отсутствие лобби автопроизводителей в Норвегии способствовало темпам принятия электромобилей в стране на протяжении многих лет.

По словам Бу, хотя часто возникали политические дебаты о преимуществах отказа от двигателей внутреннего сгорания, те, кто выступал против этого перехода, «не были достаточно сильны или организованы».

В отличие от стремления Норвегии полностью перейти на электромобили, в 2024 году электромобили составили только 8,1% от общего объема продаж автомобилей в США. По данным исследовательской компании Cox Automotive, эта цифра выросла с 7,8% доли рынка в 2023 году.

В Великобритании отраслевые данные показали, что электромобили составили почти 20% новых регистраций автомобилей в 2024 году.

Старший экономист сектора транспорта и логистики голландского банка ING Рико Луман полагает, что лидерство Норвегии в области электромобилей показывает, что другие страны могут последовать этому примеру.

«Норвегия — мировой лидер, и в этом отношении также пример для других стран. Хотя мы также должны помнить, что Норвегия — одна из самых процветающих стран в Европе, которая может легко позволить себе неумолимые бюджеты», — прокомментировал он ситуацию для CNBC.

«Другой момент заключается в том, что энергия в Норвегии относительно дешева (как крупный экспортер нефти и газа), что делает электромобили более привлекательными. Большинство других не могут достичь этого уровня — и подумайте о том, что произошло в Германии после внезапного поэтапного прекращения субсидий для населения из-за бюджетных ограничений», — отметил Луман.

Германия, крупнейшая экономика Европы, внезапно отменила субсидии на электромобили в конце 2023 года в результате соглашения о преодолении бюджетного кризиса. Правящее коалиционное правительство страны, которое рухнуло в конце прошлого года, с тех пор согласилось с предложением предоставить некоторые налоговые льготы для электромобилей на фоне падения продаж.

Профессор норвежского Университета Ставангера Харальд Нильс Рёствик не ожидает, что Норвегия отступит от перехода на электромобили.

«Преимуществ у электромобиля по сравнению с шумным дизельным автомобилем очень много. Он тихий, он более экономичный, они хорошо выглядят, для многих это своего рода символ статуса, он чистый, вам не нужно менять масляный фильтр, вам не нужно открывать капот», — указал Рёствик.

«Мы не вернемся к громоздким, шумным, грязным дизельным автомобилям. Я имею в виду, для большинства. Это просто нелогично», — подчеркнул он.

Автор Тимофей Лапин

Источник finversia.ru