Для многих стран постсоветского пространства переход к рыночной экономике оказалось осуществить проще и быстрее, чем выбрать достойную модель пенсионного обеспечения.
Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что и по истечении 27 лет во многих странах СНГ продолжаются даже не реформы, а поиск модели пенсионной системы.
Несмотря на то, что в Казахстане до сих пор пенсионная система совершенствуется, с главным определились еще в конце 90-х годов: накопительная система с сохранением солидарного компонента. Тем самым государство подтвердило свои обязательства по пенсионному обеспечению, что позволяло людям, чья трудовая деятельность пришлась на советский период, получать выплаты из бюджета.
Но, как говорится, нет пределов совершенству. Этого времени хватило и населению для того, чтобы, поняв суть трехуровневой системы, выйти на другой уровень дискуссий: об инвестиционных стратегиях и доходности, об управляющих компаниях и государственной гарантии, о коэффициенте замещения. Уже практически нет сравнений двух пенсионных моделей. Поскольку за 20 лет накопительной пенсионной системы мы поняли ее главные преимущества. Во-первых, все счета персонифицированы и наследуемы. То есть, все, что человек накопил на индивидуальной пенсионном счете плюс инвестиционный доход, - это его собственность, а не государства или фонда. И по достижении пенсионного возраста человек получает выплату, состоящую из трех компонентов: солидарной, базовой и накопительной пенсии. При этом коэффициент замещения от средней зарплаты в 2017 году составил 60%.
В 2018 году минимальная солидарная пенсия составляет 33 745 тенге, минимальная базовая - 15 273 тенге, максимальный размер базовой пенсии 28 744 тенге, средний размер солидарной пенсии - на уровне 5 5 430 тенге. Выплата из ЕНПФ будет зависеть от суммы накопления, с учетом действующих коэффициентов. Минимальная ежемесячная пенсионная выплата по графику (в связи с достижением пенсионного возраста в 2018 году) составляет 15 273 тенге, средняя ежемесячная выплата - 20 179 тенге. Но есть и максимальная ежемесячная сумма, которая составляет 337 059 тенге.
Еще один важный аргумент в пользу казахстанской накопительной пенсионной системы - в нашей республике предусмотрена государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений, то есть компенсация суммы инфляции по пенсионным взносам.
Таковы ключевые параметры по пенсионной системе Казахстана. А как вьплядит ситуация в странах ЕАЭС? Недавно на сайте белорусской Экономической газеты появилось сообщение о том, что с 1 ноября т.г. трудовые пенсии в стране будут повышены с учетом инфляции ориентировочно на 8%. Министр труда и соцзащиты Ирины Костевич уточнила, что средняя пенсия по возрасту, начиная с ноября, составит 394 рубля (68637 тенге, с учетом курса 1 белорусский рубль -174.2075 тенге на 30 октября).
Согласно данным этого же издания, соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы составило 36,2%. Хотя государством ставилась планка не менее 40%. Поэтому президент Беларуси Александр Лукашенко «жестко поручил», чтобы соотношение в 40% в следующем году было восстановлено.
Пенсионная система в Беларуси администрируется Фондом социальной защиты населения и Министерством труда и социальной защиты. В стране действует распределительная (солидарная) пенсионная система. Она основана на текущем финансировании пенсионных выплат за счет страховых отчислений работодателей и работников на пенсионное страхование. Но, как сообщила в октябре Экономическая газета, сейчас в Беларуси официально заговорили о необходимости запуска накопительной пенсионной системы.
Речь идет об открытии персональных счетов и реализации «принципа справедливости: сколько заработал – сколько вложил - столько получил». Как отмечается в публикации, «пенсионные взносы будут частично обеспечиваться работодателем
- за счет страховых взносов, исчисляемых с заработной платы работников, а частично самими гражданами - за счет своих доходов». Судя по публикации, в стране разворачивается дискуссия, но идея накопительной пенсионной системы там созрела. И то, что в Казахстане было запущено в 1998 году, спустя 20 лет было оценено на уровне государства в Беларуси.
Метания с поиском лучшей модели пенсионной системы происходят в России. Нынешней осенью был принят закон РФ, предусматривающий повышение пенсионного возраста для большинства граждан страны. Реформа запускается в следующем году. Пенсионная система России включает в себя несколько составляющих. Первая - социальная пенсия (полагается всем). Вторая - страховая пенсия. Она складывается за счет отчислений работодателем от официальной зарплаты каждого работника -22%, которые идут в Пенсионный фонд. И накопительная. Но здесь есть нюанс - она для тех, кто успел накопить, а таких меньшинство пенсионеров. С конца 2013 года эти отчисления приостановлены. Восстановятся ли отчисления на накопительную пенсию в будущем, пока непонятно.
В 2017 году средняя пенсия в России составляла 13,7 тысячи рублей. Коэффициент замещения здесь в последние годы колеблется от 37% до 70%. Пенсия в России рассчитывается по сложной формуле. Газета «Комсомольская правда» пыталась ее объяснить в публикации «Как устроена пенсионная система в России». Но большинству читателей, по-видимому, стало понятно только резюме: «Если всю жизнь работать и получать максимальную белую зарплату, то пенсия может составить 25-30 тысяч рублей (в нынешних деньгах - октябрь 2017 года). А если минималку - 8-9 тысяч рублей».
Позволит ли уход от накопительного компонента достичь озвученной пенсии в 25 тысяч рублей - вопрос. Но именно этот уровень заложен в стратегии развития пенсионной реформы РФ. Из обсуждаемых вариантов повышения уровня пенсий большинство предложений касается перечисления средств из федерального бюджета. Им оппонировала в «Комсомолке» научный сотрудник Центра изучения доходов и уровня жизни ВШЭ Оксана Синявская: «Пенсионный фонд в значительной степени финансируется за счет отчислений с зарплат работающих. А зарплаты у нас очень низкие. Чтобы пенсии составляли 25 тысяч рублей, средняя зарплата - легальная -должна, как минимум, вырасти до 50 тысяч. Какие еще возможны источники - дополнительные трансферты из бюджета? Но ими уже сейчас покрываются 40% пенсионных расходов. И в Минфине говорят, что это практически предел».
Экономика Азербайджана отчасти сходна с казахстанской. В 2016 году составляющими государственной пенсионно-страховой системы были: базовый плюс страховой компонент. Главным административным органом является Государственный фонд социальной защиты Азербайджана при Министерстве труда и социальной защиты населения. Страховой взнос на обязательное страхование составлял 25% от заработной платы (22% - работодатель, 3% - работник).
В марте 2017 года Национальное собрание Азербайджана приняло изменения и дополнения в Закон «О трудовой пенсии». Принципиальным нововведением стало поэтапное увеличение пенсионного возраста для мужчин с 63 до 65 лет, для женщин - с 60 до 65 лет. Поправки вступили в силу 1 июля 2017 года.
«Пенсионный капитал формируется в течение всего времени работы будущего пенсионера, - поясняет сайт kavkaz-uzel.eu. - Он формируется из отчислений, которые работодатель переводит в Пенсионный фонд из зарплаты работника».
Отчисления из зарплаты наемных работников составляют 25%, самозанятые работники отчисляют 4%. Размер минимального пенсионного капитала составляет 16704 маната (около 10000 долларов). С учетом индексации, проведенной 1 января 2018 года в связи с ростом средней зарплаты в стране на 5,7%, минимальная пенсия была увеличена до 116 манатов (около 70 долларов). Коэффициент замещения в последние годы оцениваетсяв 50% отуровня средней заработной платы.
Наш сосед - Кыргызстан пришел к накопительной системе в 2010 году. Система государственного социального страхования и пенсионного обеспечения представлена базовым и солидарным компонентами. Администрируется система Социальным фондом КР, ГНПФ (взнос работающего кыргызстанца в фонд составляет 2% от зарплаты) и Негосударственным пенсионным фондом «Кыргызстан» для добровольных накоплений. Но услугами этого фонда, как сообщал в мае кыргызский сайт azattyk, пользовалось около 2 тысяч человек.
Также в Кыргызстане действует добровольная индивидуальная накопительная система. Но в целом пенсионная система не может в полной мере развиться в силу ряда системных проблем. Первая - миграция. До 1 млн молодых кыргызстанцев работают за рубежом и не отчисляют деньги в Соцфонд, перечисляет их azattyk. Впоследствии забота об их пенсиях ляжет бременем на молодое поколение. Если в будущем государство полностью перейдет на накопительную систему, то они останутся без пенсий. Вторая проблема - теневая экономика. Это известная и нам проблема зарплат «в конвертах». Третья - стареющее население. Уже сейчас на одного пенсионера приходится 1.2 работающих человека. Если будет преобладать солидарная компонента, то работающее население не сможет обеспечивать постоянно растущее число пенсионеров.
По итогам 2015 года показатели по пенсионной системе Кыргызстана были такими: базовая пенсия в пересчете на тенге составляла 7 965, а коэффициент замещения - 38,5%.
Узбекистан также объявил о реформе пенсионной системы. Весной была представлена Концепция реформирования системы государственного пенсионного обеспечения. По данным Sputnik Узбекистан, она охватывает более 3.3 миллиона граждан. Это примерно 10% населения. Характерные черты действующей до сих пор системы были - обезличенность и уравниловка. При этом «сложилась широкая практика применения льготного пенсионного обеспечения, необоснованных надбавок и доплат к пенсиям для отдельных категорий лиц».
К тому же, около 60% трудоспособного населения не охвачено государственным социальным страхованием. «По прогнозам экспертов, все это в скором будущем приведет к дисбалансу доходов и расходов Пенсионного фонда, что негативно повлияет на финансирование пенсий и других социальных выплат», - отмечалось в публикации. Реформой предполагается увеличение пенсионного возраста, поскольку сейчас женщины уходят на пенсию в 55 лет, а мужчины - в 60 лет. Также предусмотрено «применение стимулирующих мер добровольного участия граждан в системе пенсионного обеспечения, в том числе накопительного». В настоящее время индивидуальные предприниматели, члены дехканских хозяйств и другие граждане участвуют в НПС на добровольной основе. Основная часть системы - обязательное государственное пенсионное страхование, а обязательная накопительная пенсионная система действует с 1 января 2005 года. Отчисления работодателя в ПФ составляют 24,8%, и 8% - работника.
Каким будет итог реформы, покажет время. Пока же только создана рабочая группа. Ну а нынешние показатели по системе таковы: минимальная пенсия по итогам 2016 года в пересчете на тенге составила 13 211,59.
Система социального обеспечения Украины имеет три компонента: солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; система негосударственного пенсионного обеспечения. Единый социальный взнос здесь составляет 22 %. С 2017 года 20% платит работодатель+2% работник (накопительная часть) с ежегодным увеличением до 2022 года 15% ЕСВ + 7% работник.
В стране также идет пенсионная реформа. И здесь пересматриваются пенсионный возраст и страховой стаж. Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин формально останется прежним - 60 лет. Но с 2018 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те, кто работал и платил взносы 25 и более лет. «С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+12 месяцев), - поясняется в публикации сайта god2018dog.ru. - Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера».
По итогам 2017 года минимальная пенсия на Украине в пересчете на тенге составила 13 876,08. Коэффициент замещения варьировался от 32% до 36%.
Так выглядит пенсионная карта постсоветского пространства. Несмотря на одинаковые стартовые позиции, реформы в этой сфере различались существенно. Но что примечательно: к 2018 году практически во всех названных странах выровнялись и возраст выхода на пенсию, что соответствует мировой практике, и переход к накопительной системе добровольной или обязательной, доминирующей составной части общей системы социального обеспечения. В числе присоединившихся к этому тренду стала Грузия. Пенсионный возраст в этой стране уже составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Но частная накопительная пенсионная система в стране запустилась в третьем квартале текущего года. Лучшего решения для НПС, чем с накопительным компонентом, как видим, за последние два десятилетия пока не найдено...
Источник Деловой Казахстан (Алматы)