Имея рекордно высокий уровень имущественного неравенства (когда богатые становятся еще богаче, а бедные в лучшем случае остаются бедными), как считают некоторые экономисты, потребление становится менее чувствительным к движению цен на акции.
Другими словами, эффект богатства (изменение спроса под влиянием изменения цен или нормы процента) становится менее заметным.
Теория о том, что снижение цен на акции сегодня приводит к меньшему сокращению потребительских расходов, чем в прошлом, поскольку богатые домохозяйства в настоящее время несут большую долю потерь и с трудом идут на сокращение своих расходов, была впервые озвучена Национальным бюро экономических исследований США в 2013 г.
Зависимость потребления от уровня благосостояния
Таким образом, если эффект богатства действительно уменьшается, недавняя распродажа на фондовом рынке, вероятно, окажет лишь незначительное воздействие на потребление.
Однако экономисты Goldman не согласны с этой оценкой и утверждают в новом докладе банка, что как только богатые американцы увидят последние брокерские отчеты, в которых резко сократились их доходы, они начнут уменьшать свои расходы, что неизбежно окажет негативный эффект на экономику в целом. Почему?
Во-первых, в то время как доля акций, принадлежащих самым богатым домохозяйствам, действительно увеличилась за последние три десятилетия, владение акциями выросло более чем в три раза, а доля в совокупном чистом доходе на агрегированном уровне резко увеличилась для групп со средним доходом. Таким образом, изменение цен на акции на 1% сегодня оказывает большее влияние на уровень благосостояния всех групп.
Безусловно, богатые стали еще богаче, или, как говорится в докладе Goldman, "акционерная собственность стала более концентрированной". Самые богатые 0,1% и 1% домохозяйств в настоящее время владеют около 17% и 50% от общего объема акций соответственно, что значительно выше по сравнению с 13% и 39% в конце 1980-х гг.
Концентрация богатства
Но следует также учитывать, что с конца 1980-х гг. более чем в три раза увеличилось владение акциями среди домохозяйств. Сочетание суммарных активов с групповым уровнем владения акциями означает, что владение акциями и доли в прибыли существенно возросли не только для верхушки, но и для представителей среднего класса.
Вторая причина, по которой эксперты Goldman обеспокоены влиянием обесценившихся акций на траты, заключается в том, что изменения цен на акции оказывают существенное влияние на расходы богатых домохозяйств. Goldman обнаружил доказательства того, что расходы на предметы роскоши, приобретаемые в основном богатыми домохозяйствами, очень чувствительны к ценам на акции. Объем денег, потраченных на ювелирные изделия и дорогие часы, сильно коррелирует с движениями на фондовом рынке.
Интуитивно понятно, что даже самые богатые 0,01% будут тратить меньше на яхты и личные самолеты, если они видят, что рынок стремительно движется вниз. Самое интересное то, что эта корреляция увеличилась за последние два десятилетия.
Другими словами, эффект богатства на фондовом рынке вряд ли существенно снизился за последние 30 лет, несмотря на рост имущественного неравенства, потому что акции резко выросли, особенно для самых богатых американцев, и потому что движение цен на акции все еще оказывает существенное влияние на траты богатых домохозяйств.
Как итог, отмечает Goldman, "движение цен на акции на 1% сегодня имеет более значительное влияние на уровень благосостояния для большинства групп", и так как эффект богатства все еще актуален, наблюдается существенный отрицательный эффект богатства на реальные PCE, которые, согласно оценке Goldman, замедлятся на 2¼ -2½% в этом году, несмотря на рост трудовых доходов, повышение норм сбережений и падение нефтяных цен.
Таким образом, заключает Goldman, эффект богатства фондового рынка, т. е. продолжение падение цен на акции, может уменьшить реальный ВВП примерно на 0,5% в этом году. Эта цифра будет только расти, так как акции продолжают снижаться и это окажет негативное воздействие на экономику.
Источник www.vestifinance.ru