По оценкам американских экспертов, отвечающих за оценки и прогнозирование тенденций федерального бюджета США, объем его дефицита, а вместе с ним и размеры госдолга страны будут продолжать повышаться, несмотря на довольно высокие темпы роста ВВП.
Об этом в интервью телеканалу Bloomberg заявил директор Бюджетного управления Конгресса США (CBO) Кит Холл, отметив, что несмотря на темпы роста ВВП США выше 3% в отдельные кварталы 2018 г. по итогам годам дефицит американского бюджета увеличился на $800 млрд. Ежегодные объемы дефицита США, по оценкам CBO, в течение ближайших нескольких лет повысятся до $1 трлн "и будут оставаться выше этого уровня".

– Вы ожидаете, что дефицит бюджета США вскоре увеличится до $1 трлн в год?

– По нашим прогнозам, это произойдет к 2022 г. и после этого ежегодный объем дефицита бюджета будет оставаться выше этого уровня.

– Председатель ФРС Джером Пауэлл заявил о том, что США необходимо привести в порядок ситуацию с финансированием бюджета. Но при этом процентные ставки по облигациям не повышаются. Так ли это важно, что у США подобный объем дефицита бюджета?

– Я считаю, что это имеет большое значение, и мы уже ощущаем последствия сложившейся ситуации. За прошедший год ВВП США вырос почти на 3% и при этом дефицит бюджета увеличился почти на 800 млрд.

В дальнейшем, после того как стимулирующий эффект от налоговых послаблений сойдет на нет, темпы роста экономики замедлятся и возможности властей по распределению расходов в условиях более низкого экономического роста также сократятся. И кроме того, есть проблема процентных выплат по долгу. Стоимость обслуживания госдолга растет, и в дальнейшем эти затраты будут составлять все большую часть федерального бюджета.

– Текущая администрация США, как и прежние администрации заявляют о том, что США могут справиться с дефицитом за счет высокого экономического роста. В течение 2018 г. были кварталы, когда темпы роста ВВП превышали 3%. Может ли экономика США расти такими же высокими темпами в дальнейшем и можно ли справиться с проблемой дефицита за счет этого роста?

– Как вы отметили, темпы роста ВВП составляли 3%. Но при этом дефицит вырос почти на $800 млрд. В этой связи стоит отметить следующее – во-первых, рост, скорее всего замедлится в последующие годы из-за постепенного снижения стимулирующего эффекта от налоговых мер. И во-вторых – проблема с дефицитом бюджета стала слишком большой, чтобы просто "вырасти из нее" за счет повышения ВВП.


В интервью телеканалу CNBC в этот же день директор CBO также привел сравнению по поводу военных расходов США и средств, которые американским властям придется потратить на обслуживание госдолга:

"Мы начинаем тратить все больше и больше на процентные выплаты по госдолгу. Один из поразительных аспектов в представленных недавно прогнозах CBO заключается в том, что в течение следующих 10 лет сумма, которую придется выплатить по процентным платежам по госдолгу, превысит общий объем оборонных расходов США в течение этих же 10 лет".


Заместитель директора CBO Тереза Галло, выступая в Конгрессе США с докладом 27 февраля 2019 г. (pdf), отметила, что за последние 50 лет дефицит бюджета США в среднем составлял 2,9% от ВВП. При этом, по прогнозам ведомства, в период 2020–2029 гг. дефицит бюджета США в среднем увеличится до 4,4% от ВВП. 

В современной истории США подобный уровень дефицита бюджета в течение такого длительного периода (10 лет) наблюдался только дважды – после Второй мировой войны и в течение нескольких лет после финансового кризиса и рецессии 2007–2009 гг.

Прогнозные оценки со стороны CBO звучат вполне ясно, давая понять, что США могут добиться сокращения растущего фискального дисбаланса в основном за счет сокращения расходных статей бюджета. 

Это подразумевает серьезные изменения ряда ключевых социальных программ – в частности, социального обеспечения и здравоохранения, неэффективность которого отмечал председатель ФРС Джером Пауэлл, а также повышение пенсионного возраста, о чем упоминал профессор экономики Гарвардского университета Мартин Фельдстейн. 

Иными словами, американские эксперты и чиновники начинают все более явно намекать, что США неплохо бы провести структурные реформы и начать сокращать чрезмерно раздутые расходы – с подобными советами американские структуры в лице Международного валютного фонда и Всемирного банка раньше обращались к развивающимся странами, но со временем испытать "шоковую терапию" на себе, скорее всего, придется самим США.