Японское экономическое чудо представляло собой рекордный рост экономики Страны восходящего солнца, который достигал в 1950-е гг. 9,5% и в 1960-е гг. – 10,5%, что существенно выше даже уровня большинства развитых стран.

Однако подъем оказался не вечен. С 90-х гг. прошлого века ситуация изменилась: в настоящее время темпы роста экономки ниже среднемировых, а государственный долг в 2,5 раза превышает ВВП. 

Японское экономическое чудо стало результатом проводимой государством политики. Экономика этой страны пережила значительное замедление в годы Великой депрессии 1929-1933-х гг. и серьезные разрушения в ходе Второй мировой войны. Поэтому в послевоенный период Япония стремилась не только преодолеть неблагоприятные последствия этих потрясений, но и сократить отставание от США и стран Западной Европы, а долгая стагнация открыла новые возможности росту со стороны как спроса, так и предложения.

Что касается спроса, то в Японии уровень потребления традиционно оставался ниже, чем в США, поэтому его рост на внутреннем рынке (а затем и на внешнем) в послевоенные десятилетия послужил значительным импульсом для экономического развития страны. Так, с 1955 по 1977 гг. физический объем экспорта Японии увеличился почти в 22 раза, а темп его роста опередил темп развития международной торговли почти вдвое.

В области предложения в послевоенный период в Японии также сформировались предпосылки для экономического чуда. Новые технологии, активно применявшиеся в военные годы на оборонных предприятиях, послужили основой для будущего промышленного развития: после окончания войны новинки стали активно внедряться в различных отраслях. На этой базе стали быстро создаваться новые промышленные предприятия, что переросло, по сути, в новую индустриальную революцию, для которой характерна растущая автоматизация процесса производства. 

Политика правительства всемерно поощряла создание новых и модернизацию технологически отстающих предприятий (программа послевоенной реконструкции), и максимизацию инвестиций. Новые вложения в 1950-х гг. составляли в среднем ежегодно 20-22%, таким образом, Япония по этому показателю практически в несколько раз опережала США, ФРГ, Великобританию. Строительство жилья, электроника, а также группа промышленных отраслей, производящих продукцию длительного пользования (например, автомобилестроение) и связанных с развитием спроса потребителей, привлекали значительные инвестиции. Среднегодовой темп роста валовых вложений в Японии составил в 1959-1964 гг. 17%. За 15 лет (с 1950 по 1964 гг.) в основной капитал было вложено свыше 30 тыс. млрд иен (в ценах 1960 г.).

Важное место занимали инвестиции в сферу услуг как значимый элемент "общества изобилия". Также широко поощрялось использование иностранных технологий, покупка патентов, лицензий, коммерциализация собственных технических наработок. За период с 1950 по 1961 гг. Япония экспортировала товаров, произведенных на основе иностранных технологий, на сумму около $2 млрд, а затраты на эту технологию составили лишь $1 млрд. Из государственного бюджета ассигнования на науку достигали в конце 1960-х гг. примерно 4% общей суммы всех расходов.

Немаловажным является и то, что Японии удалось добиться самой высокой в мире эффективности капиталовложений. На 1% прироста валового национального продукта в Японии в среднем приходилось 2,8% накопления капитала, а в Англии – 7,4%, в США – 5,5%, в ФРГ – 4,4%, в Италии – 4,2%, во Франции – 3,7%.

Произошли важные перемены и на рынке труда Японии. В 1930-1940-е гг. процессы стагнации удерживали непропорционально высокую часть рабочей силы в убыточных отраслях экономики или в сферах деятельности с крайне низкими доходами. Маленькие фермы, ремесленные мастерские, мелкая розничная торговля являлись типичными примерами такой деятельности. По сути, это была "скрытая безработица". Поэтому создание новых и перспективных, а главное рентабельных, предприятий стимулировало отток рабочей силы из малопроизводительных отраслей и видов деятельности на эти производства, которые обеспечивали к тому же гораздо более высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне для их работников. Стабильность во многом обеспечивалась созданной в стране системой "пожизненного найма", то есть, устроившись на предприятие однажды, человек работал на нем всю свою жизнь, что повышало эффективность персонала, его заинтересованность в результатах труда. 

Наконец, еще одним важным фактором роста японской экономики и японского экономического чуда стала активная внешнеторговая экспансия Японии на основе быстрого роста спроса на высококачественные и конкурентоспособные японские товары в Западной Европе, восстанавливающейся в послевоенный период, и в США, причем именно эта страна оставалась жизненно важным рынком для японского экспорта. Япония активно приобретала дешевое сырье на внешних рынках, перерабатывала его на своих предприятиях и вывозила товары с высокой добавленной стоимостью. В 1965 г. доля Японии в мировом экспорте достигла 5,1%, в импорте – 4,7%.

Благодаря всем этим факторам экономический рост в Японии в 1950-1960-е гг. – период "японского экономического чуда" – был не только более высоким, чем в предыдущие годы, но и самым высоким в мире. Это было также время стабильности, так как рецессии (1954 г., 1957-1958 гг., 1962 г.) были тесно связаны с фазами низкой конъюнктуры в США. При этом внутренняя монетарная политика, преследующая цель уменьшения проблем платежного баланса, оказывала определяющее влияние на развитие японской экономики.

В результате в 1970 г. Япония занимала 4-е место в мире по объему производства валового внутреннего продукта (ВВП) после США, СССР и ФРГ соответственно. В 1980 г. это было уже 2-е место после США, и эта позиция страны в мировом рейтинге сохранялась до 2009 г. включительно, а с 2010 и до 2017 г. Япония находится на 3-м месте в мире по производству ВВП после США и Китая. Таким образом, страна с небольшим населением (113 млн в 1977 г.) и отсутствием природных ресурсов фактически за два десятилетия стала одним из мировых лидеров.

Однако негативные явления в мировой экономике в 1970-е гг., такие как введение США пошлины на ввоз японских товаров на американский рынок и девальвация доллара в 1971 г., а также рост цен на нефть – важный для Японии импорт, фактически истощили возможности интенсивного экономического роста. К тому же рост значимости сферы услуг в японской экономике, старение рабочей силы, рост заработной платы, ухудшение общего уровня отдачи капиталовложений, ошибки в менеджменте (как на корпоративном, так и на страновом уровнях) привели к формированию неблагоприятных условий в национальной экономике.

На этом фоне в экономике Японии с начала 1980-х гг. начал формироваться финансовый "пузырь" из-за прогрессивного роста стоимости финансовых активов и цен на недвижимость, землю и, как следствие, активизации спекулятивных финансовых операций на рынке. Эти спекуляции, перегрев экономики (инфляция в 1980 г. достигла 7,8%) привели страну к дефляции, то есть резкому падению цен на рынке, что стало причиной сокращения спроса и запустило механизм угасания экономической активности. 

Так "японское экономическое чудо" закончилось к середине 1980-х гг. С 1991 г. и до настоящего времени темп роста экономики Японии остается на уровне ниже среднемирового, дефляция продолжается, государственный долг в 2,5 раза превышает ВВП, инфляция практически не наблюдается (табл. 1). 

Макроэкономические показатели Японии в 1980-2017 гг.

Источник: ЮНКТАД

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ начиная с 2012 г. проводит экономическую политику, направленную на выход Японии из кризиса, получившую название абэномика, однако ее результаты остаются неоднозначными.

Людмила Шкваря, специалист по мировой экономике, профессор, д. э. н., экономический факультет РУДН

Источник www.vestifinance.ru