Если считать Турцию частью Европы, то показатели фондового рынка страны с начала 2021 года являются предпоследними в Европе, хотя экономике страны удалось сохранить положительные темпы роста в 2020 году и ускориться в первом квартале. Между тем, на фоне нестабильности национальной валюты на фондовый рынок страны наблюдается приток отечественных розничных инвесторов, что дает надежды на дальнейший рост.

Общие показатели фондового рынка

Относительную недооценку турецких акций демонстрирует “Индикатор шведского стола”, рассчитанный Gurufocus.com. Этот показатель, учитывающий соотношение общей рыночной капитализации к ВВП, показывает, что турецкий фондовый рынок “оценивается по справедливой стоимости” с ожидаемой будущей годовой доходностью 9,5%, что является третьим по величине в группе развивающихся рынков после Египта и Пакистана. Кстати, тот же показатель показывает, что фондовый рынок США значительно переоценен.

Соотношение общей рыночной капитализации турецкого фондового рынка к ВВП страны: максимум за последние 10 лет - 37,69%; минимум за последние 10 лет - 19,63%; текущий - 30,23%. Соотношение общей рыночной капитализации к ВВП плюс совокупные активы Центрального банка: максимум за последние 10 лет - 32,42%; минимум за последние 10 лет - 16,26%; текущий - 23,02%.

Ралли 2020 года на фоне экономического кризиса

В кризисном 2020 году на привлекательность турецкого фондового рынка положительно повлияла девальвация новой турецкой лиры, курс которой достиг рекордно низкого уровня по отношению к доллару США. Как следствие, разрыв между экономическим развитием Турции и ее рынком капитала увеличился, превратив Стамбульскую фондовую биржу в интересный вариант для инвесторов, искавших недооцененные акции.

Макроэкономические показатели свидетельствуют, что стране удалось пережить кризис лучше, чем большинству европейских стран. ВВП Турции сохранил темпы роста в 1,8% в 2020 году, что является вторым по темпам роста среди стран G20 после Китая. Для сравнения, экономика еврозоны в прошлом году снизилась на 6,6%, а экономика США снизилась на 3,5%.

С другой стороны, Турция потеряла доверие инвесторов в последние годы после валютного и долгового кризиса, начавшегося в 2018 году. Этот кризис наступил после многих лет высокого дефицита текущего счета для финансирования неустойчиво высоких темпов экономического роста. Это включало падение курса турецкой лиры до рекордно низкого уровня, высокую инфляцию и рост стоимости заимствований.

За счет снижения привлекательности национальной валюты и консервативных инструментов инвестирования, число инвесторов на Стамбульской фондовой бирже достигло 2 миллионов в 2020 году, увеличившись на 64% по сравнению с 2019 годом. На пике коронавируса – к августу прошлого года – стоимость портфелей акций, принадлежащих отечественным инвесторам, выросла на треть, в то время как портфели акций, принадлежащих иностранным инвесторам, снизились на 4,2%.

Традиционно большинство турок хранили свои сбережения в долларах и золоте, и именно иностранные инвесторы поддерживали фондовый рынок и служили источником твердой валюты для экономики. Отток иностранных инвесторов начался еще до коронавируса, с тех пор, как валютный кризис 2018 года вызвал изменения правил, которые затруднили короткие продажи или хеджирование против ослабления валюты, в то время как реальная доходность сбережений в лирах стала в 2020 году отрицательной после почти годичного цикла смягчения денежно-кредитной политики. Ставка Центробанка длительное время оставалась ниже уровня инфляции. Соответственно, население стало искать возможности капиталовложений с более высоким доходом, чем в банках.

Знаковым моментом развития турецкого фондового рынка за последнее время является покупка доли на Стамбульской фондовой бирже инвесторами из Катара. Было продано 10% акций торговой площадки

Рост фондового рынка в 1 квартале 2021 года

Резкий рост объемов сделок на турецком фондовом рынке, по иронии судьбы, произошел именно в период второй волны коронавируса в стране: в 1 квартале 2021 года. Тогда объем сделок на турецких фондовых биржах увеличился в 2,5 раза и достиг рекордных 5,2 трлн турецких лир (около 700 млрд долларов). Основной причиной резкого увеличения объема торгов стали сделки, проведенные местными инвесторами. Объем сделок местных инвесторов в январе-марте 2021 года составил 3,8 трлн лир, увеличившись на 145% по сравнению с первым кварталом 2020 года, в то время как объем сделок иностранных инвесторов снизился на 157% в годовом исчислении до 1,8 трлн. Около 74% объема сделок было осуществлено турецкими инвесторами и 26% - иностранными инвесторами.

Ясно, что подобный рост фондового рынка связан, в первую очередь, с низкой привлекательностью консервативных инструментов в силу девальвации новой турецкой лиры. Причем одними из бенефициаров этого явления являются, как нетрудно догадаться, брокеры. Выручка брокерских фирм в первом квартале выросла на 111% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила 3,3 миллиарда лир. По состоянию на конец марта в Турции насчитывалось в общей сложности 61 брокерская фирма, работавшая в 289 филиалах, по сравнению с 271 филиалом в аналогичный период предыдущего года.

Первичные размещения и их перспективы

В феврале руководство фондовой биржи Турции заявило, что в этом году будет зафиксирован рекорд по количеству первичных публичных размещений, объемам сделок и количеству инвесторов после сильных финансовых результатов в 2020 году. “Мы рассматриваем 2021 год как год, когда будут побиты рекорды по первоначальным публичным предложениям”, - сказал тогда генеральный директор биржи Хакан Атилла, оценивая результаты 2020 года.

Действительно, в начале года три компании подали заявки на Стамбульскую фондовую биржу с целью IPO в 2021 году, в том числе строительная компания Verusa Holding и горнодобывающее предприятие Odaş Elektrik. По меньшей мере еще семь компаний заявили, что рассматривают возможность выхода на рынок в этом году. Среди них производитель программного обеспечения Golive Yazılım, производитель молочных продуктов Efeler Çiftliği и компания Galata Wind Energy по производству экологически чистой энергии, входящая в группу компаний Doğan Holding.

В случае, если все эти листинги состоятся, это станет самым «урожайным» годом для IPO на Borsa Istanbul с 2014 года.

В прошлом году восемь компаний провели IPO на Borsa Istanbul на сумму 1,1 миллиарда турецких лир (158 миллионов долларов).

«Весеннее обострение»

В марте фондовый рынок Турции пережил резкое падение после увольнения главы Центрального банка Наджи Агбала. Одновременно произошел очередной виток снижения лиры. Только за один торговый день индекс BIST 100 потерял почти 10% своей стоимости.

Агбал был уволен всего через несколько дней после объявления о более значительном, чем ожидалось, повышении процентных ставок, что порадовало инвесторов, но явно не понравилось президенту Реджепу Тайипу Эрдогану.

Для инвесторов уход Агбала явился концом надежд на принятие Турцией более консервативной и стабильной денежно-кредитной политики. Естественно, это привело к дальнейшему снижению доли иностранных инвесторов на турецком фондовом рынке, даже несмотря на то, что министр финансов Лютфи Эльван попытался успокоить рынки, пообещав, что Турция продолжит придерживаться свободных рынков и либерального валютного режима.

В марте произошла еще одна смена кадров. В конце месяца генеральный директор Borsa Istanbul Мехмет Хакан Атилла ушел в отставку, возможно, в связи с предстоявшим судебным процессом в США над турецким Halkbank, где он был осужден за помощь Ирану в обходе санкций США. Ранее Атилла возглавлял именно этот банк.

Противоречивая картина лета 2021 года и дальнейшие перспективы

Рекордные темпы роста промышленного производства и розничных продаж в Турции не смогли значительно поднять основной индекс фондового рынка страны в июне и июле. Индекс ISE 100 по итогам двух прошедших летних месяцев является одним из трех европейских индексов, ушедших в минус.

С другой стороны, определенным стимулом для роста турецкого фондового рынка стала встреча президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом США Джо Байденом на полях саммита НАТО 14 июня. В качестве еще одного положительного фактора можно отметить, что банк Garanti BBVAs запустил новый климатический индекс в сотрудничестве с CDP Turkey и Турецкой фондовой биржей. Этот индекс предназначен для улучшения устойчивого финансового рынка и стимулирования компаний к большей прозрачности в выявлении рисков и возможностей, связанных с изменением климата. В индекс вошли публичные компании, включенные в список биржи Borsa Istanbul, чей рейтинг составляет B или выше, согласно отчету CDP об изменении климата. Индекс будет обновляться один раз в год.

Среди факторов, которые могут обусловить рост турецкого фондового рынка в этом году, можно отметить благоприятную для рынка риторику президента Эрдогана, практику нового экономического управления и возвращение иностранных инвесторов. Также немалую роль играет распространение вакцинации от коронавируса. Среди других поддерживающих факторов присутствуют ожидания того, что геополитическая напряженность может несколько снизиться при новом президенте США Джо Байдене, и ожидания того, что денежно-кредитная и фискальная политика во всем мире будет по-прежнему ослабленной.

Автор Роман Мамчиц

Источник finversia.ru