Европейцы считают огромные субсидии США на автомобили, чистую энергию и полупроводники угрозой для своей экономики , сообщает foreignpolicy.com.

Президент Франции Макрон: США и Франция продолжат давить на Россию и  помогать Украине для подготовки их диалога | 03.12.2022, ИноСМИ

После почти двухлетнего медового месяца после инаугурации президента США Джо Байдена между Вашингтоном и его европейскими союзниками возникают серьезные разногласия по поводу экономической политики. Если с этими разногласиями не справиться ловко, то видение администрацией Байдена нового глобального экономического порядка, при котором Соединенные Штаты работают с союзниками и партнерами в Европе и Азии, чтобы сдерживать китайские и российские амбиции, может выродиться в мир конкурирующих экономических блоков.

После тихого грохота в течение нескольких месяцев гетры вырвались наружу на прошлой неделе. Тьерри Бретон, уполномоченный Европейского Союза по внутреннему рынку, объявил, что отказывается от участия в заседаниях на этой неделе в Мэриленде Совета по торговле и технологиям США-ЕС, ключевого координирующего органа трансатлантической экономической политики. Он сказал, что повестка дня «больше не дает достаточно места для вопросов, вызывающих озабоченность у многих европейских министров промышленности и бизнеса», указывая на жалобы ЕС на новые субсидии США на электромобили и чистую энергию, которые ставят в невыгодное положение европейских автопроизводителей и другие компании. Вместо этого, по его словам, он сосредоточится на «срочной необходимости сохранения конкурентоспособности европейской промышленной базы».

Президент Франции Эммануэль Макрон, который на прошлой неделе был в Вашингтоне, чтобы присутствовать на первом государственном ужине в Белом доме, состоявшемся после вспышки пандемии COVID-19, сказал, что субсидии США «очень хороши для экономики США, но они не были должным образом скоординированы ». с европейской экономикой». Накануне визита министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр обвинил Соединенные Штаты в проведении промышленной политики в китайском стиле .

Субсидии, о которых идет речь, являются частью двух масштабных законопроектов, принятых Конгрессом США ранее в этом году: Закона о снижении инфляции (IRA) и Закона о чипах и науке. Первый предлагает до 370 миллиардов долларов в виде субсидий для более быстрого внедрения экологически чистой энергии в Соединенных Штатах. Он включает налоговые льготы для покупателей электромобилей в США, но только в том случае, если автомобили собираются в Северной Америке, а их компоненты производятся в Соединенных Штатах или других избранных «партнерах по свободной торговле», формулировка, которая может повредить европейским автомобильным компаниям, таким как Volkswagen и БМВ. Последний законопроект предлагает полупроводниковым компаниям поддержку в размере 52 миллиардов долларов для строительства новых высокотехнологичных заводов в Соединенных Штатах. Европейские лидеры рассматривают обе меры как несправедливое субсидирование американских компаний, усугубляющее проблемы конкурентоспособности континента.субсидирование гонки вооружений с США и Китаем.

На прошлой неделе правительство Нидерландов также публично выступило против давления США на своих основных производителей оборудования для производства чипов, ASML и ASM International, с целью разорвать связи с Китаем. Соединенные Штаты начали широкомасштабную кампанию по блокированию продаж высокотехнологичных полупроводников и оборудования для производства микросхем в Китай, но им еще предстоит убедить союзников, таких как Япония и Нидерланды , пойти навстречу. Министр экономики Нидерландов Микки Адриансенс заявила Financial Times , что ее страна « очень позитивно » относится к отношениям с Китаем и что Европа и Нидерланды «должны иметь собственную стратегию» по контролю экспорта в Китай.

Байден и европейские лидеры прекрасно понимают, что они не могут допустить возникновения фундаментального трансатлантического раскола.

Растущие разногласия отчасти являются следствием войны России с Украиной. В то время как Соединенные Штаты и Европа выступают единым фронтом в отношении санкций против России и оказания военной помощи Украине, Европа заплатила за конфликт гораздо более высокую экономическую цену. Цены на природный газ в большинстве европейских стран подскочили до уровня США в 10 раз, что поставило европейскую промышленность в невыгодное конкурентное положение. Хотя Соединенные Штаты помогли Европе восполнить потери российского газа за счет экспорта сжиженного природного газа (СПГ), он продается по нынешним завышенным рыночным ценам. Посол Франции в Вашингтоне Филипп Этьен заявил в интервью Foreign Policy : «Мы благодарны Соединенным Штатам за то, что они обеспечивают Европу СПГ, но есть вопросы по поводу цены».

В более долгосрочной перспективе споры сосредоточены на противоречивых целях промышленной политики администрации Байдена. С одной стороны, Соединенные Штаты хотят построить надежную цепочку поставок, которая снизит роль Китая в поставках критически важных технологий и ресурсов для отраслей промышленности будущего. Это требует тесного сотрудничества с союзниками — то, что администрация назвала «френдшорингом» .— чтобы предотвратить расточительное дублирование и обеспечить большую устойчивость поставок. С другой стороны, администрация стремится к возрождению производства в США, полагая, что сокращение производства — отчасти из-за конкуренции с Китаем — ослабило безопасность США и нанесло ущерб экономике. Потеря рабочих мест в обрабатывающей промышленности также подорвала поддержку демократов избирателями в промышленных колеблющихся штатах, таких как Мичиган, Пенсильвания и Висконсин. Каждая из новых мер США ставит большой палец на чашу весов в пользу компаний, инвестирующих в Соединенные Штаты, а не в Европу или других близких партнеров.

Министр торговли Байдена Джина Раймондо, чей отец потерял 28-летнюю работу на часовом заводе Bulova в Род-Айленде, когда компания перенесла производство в Китай, четко выразила это в своей речи в Массачусетском технологическом институте на прошлой неделе: «Идя вперед, мы не только Мы собираемся изобретать технологии будущего в Америке, но мы собираемся производить их и здесь». Неудивительно, что это не нравится союзникам США и другим торговым партнерам, которые сталкиваются с перспективой потери рынков сбыта в Китае, поскольку Соединенные Штаты настаивают на том, что они принимают новые ограничения, только для того, чтобы увидеть, как многонациональные компании перемещают или расширяют производство в Соединенных Штатах в следующем году. чтобы воспользоваться более дешевой энергией и щедрыми субсидиями.

Европейцы не одиноки в своих опасениях. Генеральный директор Всемирной торговой организации Нгози Оконджо-Ивеала пытается защитить норму недискриминации — требование о равном отношении к торговым партнерам — которая лежит в основе многосторонней торговли на протяжении 75 лет. Она утверждает, что лишь немногие страны принимают бинарный выбор, предлагаемый администрацией Байдена. «Многие страны не хотят выбирать между двумя блоками», — сказала она в своем выступлении в Институте Лоуи.в Австралии. Принуждение к такому выбору может повредить прогрессу в вопросах, по которым у США, Китая и других стран нет иного выбора, кроме как работать вместе. Она предупредила, что «вызванное политикой разъединение, направленное на повышение устойчивости и безопасности, может в конечном итоге показаться собственной целью», нанося ущерб сотрудничеству в решении коллективных проблем, таких как изменение климата, пандемии или кризис суверенного долга.

Слова Байдена перед государственным обедом с Макроном говорят о том, что он хорошо понимает проблемы Европы и готов попытаться их смягчить. Он сказал, что два лидера «договорились обсудить практические шаги по координации и согласованию наших подходов» и обеспечить укрепление производства и инноваций «по обе стороны Атлантики». Макрон повторил, что обе стороны договорились «повторно синхронизировать наши подходы». «Мы можем устранить некоторые существующие различия», — сказал Байден. "Я уверен."

Однако разобраться в деталях будет непросто. Байден откровенно признал, что в законодательстве есть «сбои», которые следует исправить. Но неясно, например, можно ли распространить формулировку IRA о распространении субсидий на товары, произведенные партнерами по свободной торговле, на ЕС. И многие в Конгрессе и администрации, а также в таких отраслях, как сталелитейная и солнечная промышленность, привержены принципу законодательства «Америка прежде всего», полагая, что Соединенным Штатам давно пора возродить производство. Они будут сопротивляться чрезмерно великодушному толкованию закона.

Байден и европейские лидеры прекрасно понимают, что они не могут допустить возникновения фундаментального трансатлантического раскола. Двойная угроза со стороны России и Китая больше, чем когда-либо со времен холодной войны, вынуждает Соединенные Штаты и Европу сотрудничать и преодолевать экономические споры, которые могли бы тлеть в течение многих лет в менее напряженные времена, такие как долгая борьба за субсидии Airbus и Boeing.

Высокие ставки предполагают, что обе стороны найдут выход. Как сказал Макрон: «Обстоятельства таковы, что у нас нет другого выбора, кроме как работать вместе».

Автор Эдвард Олден

Источник foreignpolicy.com