Украине придется приложить немалые усилия, чтобы соответствовать стандартам государства-члена ЕС , сообщает psm7.com .
Президент Украины Владимир Зеленский на инвестиционном саммите, организованном банком JP Morgan, заявил, что Украина через два года вступит в Европейский союз. Кроме того, глава государства отметил, что у нашей страны «есть четкая поддержка со стороны европейских институций и европейских лидеров», поэтому нужно уже в этом году начать переговоры по членству Украины в ЕС.
На самом деле путь Украины в ЕС длителен и результативен – сейчас выполнены многие из якорей, о которых мы даже не знали еще три-четыре года назад. Даже в условиях полномасштабной войны Украина внедряет изменения, реформирует разные отрасли, борется с коррупцией и регулярно предоставляет отчеты этой работы в Еврокомиссию.
Далее рассказываем, насколько финансовая система и банковский сектор Украины, а также проведенные финансовые реформы отвечают требованиям Евросоюза, и какие, учитывая это, шансы есть у Украины относительно вступления в ЕС.
Перспективы вступления Украины в ЕС по состоянию на 2023 год
Еще в далеком 2014 году Верховная Рада Украины и Европейский Парламент ратифицировали Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Тогда президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Соглашение — это старт процедуры вступления Украины в Евросоюз.
Процесс вступления в ЕС той или иной страны определяется соглашением между ней и государствами-членами ЕС и сопровождается несколькими обязательными шагами.
Первое – выполнение Соглашения об ассоциации до 2024 года, которое внедряет в Украине три четверти всех действующих в ЕС прав. Второе – соответствие «Копенгагенским критериям», то есть условиям членства в ЕС, а также согласование законодательства с Европейскими актами. Речь идет о стабильности демократии в стране, верховенстве права, соблюдении всех прав и свобод человека, защите прав меньшинств, улучшении инфраструктуры, поддержании высокого уровня образования, науки и медицины, развитии в соответствии с принципами рыночной экономики, существовании большого количества предприятий малого бизнеса.
На протяжении нескольких лет Европейская комиссия время от времени приезжала в Киев, чтобы фиксировать динамику улучшения в различных областях социально-политической жизни Украины, а также чтобы просматривать отчеты о том, как Украина внедряет реформы, необходимые для вступления в ЕС. После начала полномасштабной войны визиты не прекратились, а в июне 2022 года Украина стала кандидатом на вступление в Европейский союз и получила новые рекомендации от Еврокомиссии по дальнейшим действиям. Собственно, «статус кандидата» – это не просто перспективная формулировка, прописанная в документах, это открытая дверь в целый перечень преимуществ для нашей страны: упрощенный доступ к финансовой помощи, грантам и кредитам. В частности, речь идет о доступе в Фонд солидарности Европейского Союза для поддержки и восстановления страны.
Вступление в ЕС официально происходит в следующей последовательности: а) подписание Соглашения об ассоциации; б) включение в официальную программу расширения ЕС; в) подача заявки на вступление; г) получение статуса кандидата в члены ЕС; д) непосредственно вступление. Да, сейчас Украина как никогда близка к вступлению в ЕС, хотя до сих пор остается много работы, которую необходимо проделать на пути к этому.
Что уже выполнила Украина для вступления в ЕС
В июне прошлого года Еврокомиссия дала Киеву семь рекомендаций, от скорости и эффективности выполнения которых будут зависеть дальнейшие решения о членстве Украины в ЕС.
Кроме того, в сентябре 2022 года Украина и ЕС подписали пять соглашений, приближающих нашу страну ко вступлению в ЕС. Первое – об участии Украины в программе ЕС «Цифровая Европа» (до 2027 года), которая имеет бюджет в 7,5 млрд евро на развитие проектов по направлениям суперкомпьютер; искусственный интеллект; кибербезопасность; цифровые навыки; обеспечение широкого использования цифровых технологий в экономике и обществе. Второе – об участии Украины в программе ЕС для сотрудничества в таможенной сфере и внедрении таможенного безвиза с ЕС (позволит повысить квалификацию украинской таможни и внедрить европейские электронные системы). Третье – о предоставлении Украине бюджетной поддержки на 500 млн евро для обеспечения жильем переселенцев и поддержки малых фермеров. Четвертое – об участии Украины в программе ЕС по сотрудничеству в налоговой сфере Fiscalis – налоговая служба будет обмениваться данными с европейскими налоговиками. Пятое – об увеличении на 122 млн евро бюджета от Еврокомиссии на гранты для Украины.
13-17 февраля миссия Международного валютного фонда провела первый пересмотр Мониторинговой программы с привлечением Совета директоров Фонда. Это означает, что Национальный банк Украины выполнил условия мониторинговой программы Международного валютного фонда. Успешный просмотр Мониторинговой программы позволяет перейти на новую программу финансирования.
Так, миссия МВФ встретилась с украинской стороной в Варшаве и достигла договоренностей о пересмотре «Программы мониторинга» с участием Совета директоров. Теперь эту договоренность должно утвердить руководство МВФ. Это открывает путь к началу обсуждения полноценной программы Фонда. Правительство и Нацбанк Украины выполнили задачи и пять структурных контрольных показателей:
- Представление правительством в парламент пакета налоговых законов, направленных на увеличение поступлений;
- Принятие Минфином мер по устранению задолженности;
- Разработка концептуальной записки для системы соцзащиты;
- Создание наблюдательного совета «Нафтогаза»;
- Согласование ключевых частей диагностики банковского сектора.
В МВФ объяснили, что полноценная программа, а также реформаторские инициативы по повышению производства и конкурентоспособности частного сектора станет поддержкой усилий украинского правительства по вступлению в ЕС.
Стоит отметить, что ранее МВФ предоставил Украине экстренное финансирование в размере $2,7 млрд, а в декабре 2022 года утвердил четырехмесячную программу для укрепления экономики и подготовки к получению крупного кредита МВФ. В середине февраля специалисты МВФ встретятся в Польше с представителями Украины, чтобы обсудить кредит на сумму от $14 до $16 млрд. В свою очередь, Нацбанк надеется заключить программу с Фондом в начале II квартала. Кстати, Евросоюз и США выступают за одобрение данной программы для Украины.
Что предстоит выполнить Украине в ближайшее время
В июне, вместе с получением статуса страны-кандидата в челны ЕС Украина получила семь рекомендаций от Еврокомиссии, которые должны быть обязательно выполнены, иначе Киев потеряет кандидатство. В ЕК уже в который раз повторили – для того, чтобы продвинуться на пути к членству в ЕС, Украина должна провести «амбициозные и структурные» реформы для искоренения коррупции, влияния олигархата, укрепления права частной собственности и рынка труда.
А 2 февраля 2023 года в Киев приехали чиновники из Брюсселя с новостями о предстоящем вступлении Украины в ЕС. Сразу стало ясно, что украинская сторона слишком оптимистично воспринимает путь в Евросоюз, а также трудности и задачи, которые должны быть преодолены и выполнены. Тогда президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен передала Владимиру Зеленскому документ, в котором содержится оценка соответствия показателей Украины праву ЕС. В аналитическом отчете Еврокомиссии, на 67 страницах анализируется приближенность Украины к праву ЕС .
Урсула фон дер Ляйен и Владимир Зеленский
Стоит отметить, что Евросоюз из года в год проводит оценку государств-кандидатов – методика и механизм налажены еще с 2015 года. Представители руководства ЕК изучают законодательство и ситуацию в государстве-кандидате по ряду разделов и делают общий вывод – приближена ли страна к европейскому праву. Оценка выставляется по 5-балльной шкале:
- 1 – начальный уровень,
- 2 – некоторое соответствие праву ЕС,
- 3 – умеренное соответствие,
- 4 – хорошее соответствие,
- 5 – продвинутый уровень.
В этот раз Украина собрала 69 баллов, получив 2,16 балла по 5-балльной системе, а Еврокомиссия сделала вывод о том, что уровень евроинтеграции нашей страны несистемный. И даже при этом уровень евроинтеграции Украины все же выше, чем у Грузии (67 баллов) и Молдовы (55 баллов). По четырем главам Украина получила высокий балл – 4, что подтверждает «хорошее соответствие» (это энергетическая отрасль, внешняя политика, политика безопасности), по пяти главам получила 3, что подтверждает «умеренное соответствие праву ЕС», по восьми главам – 3 балла, и по пятнадцати – 2 балла из-за «отрывочного введения норм ЕС».
Также в аналитическом отчете Еврокомиссии включены следующие требования, которые предстоит выполнить Украине:
- принятие законов о процедуре отбора судей Конституционного Суда Украины и их отбора на основе оценки порядочности и профессиональных навыков, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии;
- завершение проверки добродетели Этическим советом кандидатов в члены Высшего совета юстиции и отбор кандидатов для создания Высшей квалификационной комиссии судей Украины;
- усиление борьбы с коррупцией, ведение результативных расследований; назначение нового руководителя САП путем аттестации победителя конкурса, а также отбор и назначение нового директора НАБУ;
- обеспечение соответствия законодательства о борьбе с отмыванием денег стандартам Группы по финансовым мерам; принятие стратегического плана реформирования правоохранительной системы Украины;
- принятие антиолигархического закона для ограничения влияния олигархов на экономику, политику и общественную жизнь страны;
принятие закона о СМИ, который согласовывает законодательство Украины с Директивой ЕС об аудиовизуальных медиауслугах и предоставляет полномочия независимому регулятору СМИ; - завершение реформы законодательства в отношении национальных меньшинств в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.
Кроме того, Украине предстоит завершить шаги, выполнение которых началось ранее. Речь идет, например, об усовершенствовании «антиолигархического Закона» (ЗУ «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц , имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)), который был подписан президентом Украины в 2021 году. Документ определяет понятие «олигарх» и предусматривает разграничение крупного бизнеса от политиков, которое должно ограничить влияние олигархов на экономику Украины. Однако закон имеет определенные недостатки, которые не лишают его эффективности. К тому же, в июне 2022 года Владимир Зеленский подписал указ о создании Реестра олигархов с перечнем лиц, подпадающих под характеристики олигархов. Для эффективного выполнения требования ЕС по ограничению влияния олигархов необходимо усовершенствование указанного закона.
Также Украине нужно усиленно бороться с коррупцией, несмотря на то, что у нашего государства уже есть множество антикоррупционных наработок. Да, в свое время был создан Высший антикоррупционный суд Украины; Государственное бюро расследований; Национальное антикоррупционное бюро Украины; Национальное агентство по предотвращению коррупции; Национальное агентство Украины по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений; Специализированная антикоррупционная прокуратура. Однако нельзя допускать работу антикоррупционных институтов без руководителей.
К тому же усовершенствования в соответствии со стандартами Группы по финансовым мерам ожидает и процесс борьбы с отмыванием средств. Украина уже имплементировала часть европейских актов по борьбе с отмыванием денег, приняв в апреле 2020 года закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Следующим действенным шагом будет усовершенствование законодательства о Государственной службе финансового мониторинга, которая по сути остается органом финансовой разведки, расширение ее полномочий и предоставление ей больших прав.
В финансовой сфере приближает украинские нормы надзора к европейским Нацбанк Украины. Регулятор предпринимает шаги, направленные на:
а) имплементацию актов права ЕС в национальное законодательство;
б) внедрение международных стандартов в сфере финансовых услуг;
в) исполнение решений двусторонних органов ассоциации Украина – ЕС;
г) укрепление доверия к НБУ как к центробанку, соответствующему европейским стандартам и интегрированному в европейское сообщество центробанков.
Среди введенных и запланированных в Украине европейских стандартов, способствующих эффективному регулированию финансовых учреждений, стоит вспомнить о стандартах открытого банкинга. В середине 2021 года парламентарии поддержали законопроект №4364 «О платежных услугах», предусматривающий концепцию открытого банкинга в Украине и интеграцию украинского платежного рынка с европейским. Документ имплементирует основные принципы Второй платежной директивы ЕС (PSD2), что поможет в интеграции украинского рынка с европейским.
*************
Учитывая все вышесказанное, анализ, проведенный специалистами Европейской комиссии, показал, что Украина преодолела лишь первые этапы на пути к полноценной евроинтеграции, и впереди много работы, изменений и новаций. Нашей стране предстоит выполнить большой массив законодательной работы в процессе переноса законодательных актов и стандартов ЕС в украинское нормативное поле. Только выполнение Украиной всех указанных требований даст зеленый свет переговорам с государствами-членами и руководством Евросоюза, на которых Киев должен доказать, что все нормы украинского законодательства соответствуют праву ЕС. Только тогда можно говорить о полноценном вступлении в ЕС.
Источник psm7.com