По его мнению, в этом случае Казахстан сможет повысить свой экспортный потенциал

Бакытжан Базарбек: Правила участия в земельных конкурсах нужно менять


В настоящее время в Казахстане многие участки хотя и имеют собственников, но де-факто простаивают и зачастую не используются по своему целевому назначению. Между тем, по словам эксперта, исправить ситуацию можно, если внести поправки в Земельный кодекс РК. В беседе с Kapital.kz юрист, эксперт по земельному праву Бакытжан Базарбек рассказал о том, почему многие мелкие хозяйства не имеют возможности принимать участие в конкурсах по предоставлению земель.

- Бакытжан, какие заметные поправки были внесены в Земельный кодекс в 2018 году?

- В прошлом году в Земельном кодексе появилась новая статья – статья 43-1. Она предусматривает предоставление земельных участков находящихся в государственной собственности, на праве временного возмездного землепользования для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производств на конкурсной основе. То есть теперь в районах и областях крестьяне, которые захотят организовать какой-то аграрный бизнес, могут получить участки через конкурсы. Такие конкурсы организовывают местные исполнительные органы, которые утверждают согласованный перечень земельных участков, выставляемых на конкурс. Между тем, для того, чтобы участвовать в таких конкурсах потенциальные фермеры и аграрии в конкурсных предложениях обязаны приложить бизнес-план.

В бизнес-плане необходимо указать и приобщить к нему документы, подтверждающие наличие у участника конкурса сельхозтехники и оборудования. Также необходимо приложить документы, подтверждающие квалификацию специалистов, которых предполагается вовлечь в возделывание земельного участка. К тому же, в бизнес-плане необходимо указать, какие агротехнологии будут применяться фермерами, какие площади будут возделываться, что на них будут выращиваться и какое количество рабочих мест собирается создать участник конкурса. Кстати, немаловажно, что при этом в бизнес-плане обязательно должен быть указан объем инвестиций, которые планируется направить на возделывание участка и в целом на проект. То есть все требования очень четкие. Получается, что теперь как ранее земельные участки не будут распределяться во временное пользование крестьянам либо фермерам по каким-то «серым» схемам.

Кстати, преимущественным правом получения земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства будут обладать граждане, которые соответствуют следующим критериям.

Во-первых, потенциальный фермер или крестьянин обязан личным трудовым участием, доказывать свою потребность в земле.

Во-вторых, фермер или крестьянин обязан быть компетентным, то есть обладать специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, иметь практический опыт работы в сельском хозяйстве.

В-третьих, фермер или крестьянин обязан проживать в районе, селе или ауле, где он планирует организовать аграрный бизнес.

К тому же, для участия в конкурсе участник обязан отобразить, сколько средств он планирует потратить на приобретение оборудования и спецтехники, на какую сумму будет уплачено налогов в бюджет.

После победы в конкурсе фермер в течение пяти лет ежегодно будет подвергаться мониторингу. В частности, будет отслеживаться, в полной ли мере он исполняет взятые на себя обязательства. Это мера внедрена для того, чтобы снизить риск того, что фермер обманом заполучил участок и ввел в заблуждение земельную комиссию.

Таким образом, учитывая, что аграрии должны на пять лет вперед предвидеть, как будет развиваться ситуация в стране, можно сказать, что конкурсные требования довольно жесткие. Ведь вы же понимаете, что очень сложно предсказать, какая ситуация сложится в Казахстане даже через год, не говоря уже о пятилетней перспективе.

В результате, через конкурс стали проходить только единичные заявки. Высокими требованиями по допуску к конкурсу на получение участков недовольны и простые фермеры. Свое массовое негодование они выражали на семинарах Агентства РК по противодействию коррупции, которые мы проводили в различных регионах, в том числе, в Алматинской области.

- Какие критерии по участию в конкурсе не устраивают фермеров?

- Например, крестьяне могут обладать требуемым количеством техники, но у них могут быть трудности с поиском работников со специальным аграрным образованием, они могут не иметь опыта работы, не иметь инвестиций, не обладать навыками планирования. То есть участник тендера-фермер, может не соответствовать требованиям участия в конкурсе. В этом и заключается недоработка новой поправки Земельного кодекса.

С моей точки зрения необходимо откорректировать требования к участникам конкурса. Уточню, также, по правилам участия в конкурсе, крестьяне не могут подать совместную заявку на участие от нескольких юридических лиц, кооператива. Заявка на конкурс может быть подана только от одного физического или юридического лица.

- Почему так важно корректировать правила участия в конкурсе?

- Как я говорил ранее, во многих регионах Казахстана достаточно много неосвоенных участков или участков, использующихся не по целевому назначению, которые когда-то были переданы государством во временное пользование. И дело в том, что многие из этих участков со временем потеряли свои плодородные свойства. Объясню, если человек никак не использует, не окучивает, не проводит мелиоративные, агрохимические работы, повышающие уровень плодородия земельного участка, то участки становятся неплодородными. Так, почва подвергается эрозии, деградирует, в итоге мы теряем очень большой массив качественных, плодородных земель.

Если мы хотим, чтобы осваивались земельные участки, необходимо стимулировать создание новых крестьянских хозяйств. В том числе, это можно сделать за счет выделения участков через конкурсы. А конкурсные условия сделать максимально «приземленными» с учетом специфики региона, села и возможностей людей. Чем больше крестьянских хозяйств будет действовать в Казахстане, тем выше будет конкуренция между сельхозпроизводителями, снизится уровень безработицы, вырастет качество сельхозпродукции, скорректируется ценообразование на плодоовощную и другую продукцию. К тому же, поправки в конкурсные условия повысят экспортный потенциал страны.

- Как можно решить ситуацию?

- Во-первых, для того, чтобы помочь аграриям государство может предоставлять правительственные гарантии или гарантии местных исполнительных органов. Такими гарантиями местные аграрии могли бы пользоваться при участии на конкурсах, а застройщики и бизнес – в ходе аукционов по приобретению земельных участков для строительства. Предприниматели будут благодарны, если конкурсная система будет отработана.

Также можно рассмотреть вопрос создания специального банка второго уровня либо банка развития, который занимался бы кредитованием исключительно аграриев. Действительно, в Казахстане были попытки по созданию аграрного банка, но они так и не были реализованы. Между тем предполагаю, что рано или поздно мы придем к созданию банка для аграриев.

Во-вторых, мы должны упростить конкурсные условия для приобретения права землепользования – для всех субъектов, без исключения.

В третьих, мы должны решить вопрос о землях, которые заложены в банках второго уровня.

В свое время различные сельскохозяйственные корпорации и предприятия правдами и неправдами заполучили огромные землевладения и заложили их в банках второго уровня. Они понимали, что по существу освоить такие земельные участки невозможно и, заложив их в банках, поисчезали. В результате, банкам сложно реализовать такие участки. А ведь речь идет не о сотнях, тысячах гектаров земель, а о миллионах. Почему эти земли не работают на добросовестных землепользователей?

Также, чтобы привлечь инвесторов в агропромышленный комплекс, необходимо внести соответствующие поправки в Земельный кодекс в части защиты права собственности на землю и прав землепользования. Эта мера должна затронуть как казахстанцев, так и негосударственных юридических лиц. Хотелось бы, чтобы в Казахстане были созданы правовые условия для сохранения бизнеса, были созданы прозрачные системы принятия решений, условия по защите бизнеса от рейдерства. И конечно, у нас в стране необходимо улучшать качество правосудия по делам, касающихся земельных вопросов.