В рамках стимулирования добросовестной конкуренции стоит задача: снизить долю закупок из одного источника, сообщает пресс-служба Министерства финансов РК. С 1 января 2019 года исключены 5 оснований для заключения договоров из одного источника, а также возможность заключения договора из одного источника по несостоявшимся закупкам. В результате наблюдается резкое уменьшение доли госзакупок из одного источника по несостоявшимся закупкам с 51,3% в 2018 году до 7% за 7 мес. 2019 года.
В рамках снижения коррупционных рисков и обеспечения прозрачности госзакупок завершена работа по полному переводу системы госзакупок на электронный формат.
В новых поправках в Закон о госзакупках предлагается внедрить новый конкурентный способ закупок через интернет-магазин, посредством которого можно будет быстро и удобно приобретать мелкие товары.
Также планируется в целях ускорения процесса закупок внедрить новый способ закупок - конкурс с использованием рамочных соглашений, который позволит осуществлять закупки в среднем до 3-5 дней, вместо 45 дней (открытый конкурс). Преимуществами рамочных соглашений являются экономия административных расходов на организацию закупок и времени, затрачиваемого на закупочный процесс.
В целях снижения злоупотреблений до конца текущего года на портале госзакупок будет запущен новый функционал «Электронный депозитарий» опыта работы, т.к. 80% госзакупок составляют строительство и оказание услуг, где основным критерием определения победителя служит опыт работы. Данный функционал позволит рассчитывать опыт работы автоматически. Введение «Электронного депозитария» сделает прозрачным расчет условных скидок и поможет решить проблему предоставления недостоверных сведений.
В целом автоматизация закупочных процедур позволила значительно сократить расходы бизнеса на командировочные, почтовые, канцелярские и иные накладные расходы, связанные с согласованием и заключением договоров по госзакупкам. Учитывая, что ежегодно заключается более 1 млн. контрактов, то общая сумма экономии бизнеса по самым грубым подсчетам может составить порядка 10 млрд. тенге.
Кроме того, в связи со 100% автоматизацией выдачи банковских гарантий за 7 мес. 2019 года уже выдано 70 тыс. электронных банковских гарантий. Это позволило заказчикам не беспокоиться за достоверность банковских гарантий, а потенциальным поставщикам значительно ускорить и упростить подачу заявок.
Цифровизация также помогла внедрить онлайн контроль, позволяющий мониторить порядка 1,7 млн. закупочных процедур, тогда как до его внедрения в 2015 году контролем было охвачено только 109 тыс. процедур.
Это привело к значительному снижению нарушений, на сегодняшний день только в 2% госзакупок выявляются нарушения, при том, что ранее с нарушениями была каждая третья госзакупка. Более того, на веб-портале внедрена возможность электронного обжалования результатов госзакупок. Теперь, подать жалобу на госзакупку, проследить статус и результат ее рассмотрения можно не выходя из дома, через веб-портал. И как результат за 7 месяцев 2019 года уже поступило 17 тысяч жалоб, при том, что в 2014 году около 2 тысяч.
Данный рост, в том числе связан с появлением профессиональных жалобщиков, для которых обжалование стало инструментов незаконной выгоды от срыва госзакупок.
В рамках исполнения поручения Главы государства Минфин прорабатывает новую модель централизации госзакупок. На сегодняшний день в среднем ежегодный объем госзакупок в республике составляет 3,2-3,5 трлн. тенге.