Сможет ли повышение налога на добавленную стоимость покрыть дефицит бюджета и что ждёт экономику, если предприниматели уйдут в тень,сообщает informburo.kz.
Иллюстрация Depositphotos.com
28 января на расширенном заседании правительства обсуждались изменения в налоговой политике, в том числе повышение ставки НДС. Предполагается, что показатель увеличат с нынешних 12 до 20%, попутно снизив регистрационный порог для плательщиков НДС.
С одной стороны, власти утверждают, что это поможет покрыть бюджетный дефицит. С другой – предприниматели предполагают, что бизнес окажется под давлением, а рост цен затронет каждого казахстанца. Чего стоит опасаться казахстанскому бизнесу и сколько придётся платить потребителям за налоговую реформу, рассказал глава группы компаний "Учет.kz" Максим Барышев.
Максим Анатольевич, каковы основные причины, побудившие правительство рассмотреть повышение ставки НДС?
По оценкам экономистов, разрыв между доходами и расходами бюджета в 2025 году составит 9–10 трлн тенге, и НДС рассматривают как один из ключевых инструментов для снижения дефицита бюджета. Правительство считает, что повышение ставки до 20% и снижение порога постановки на НДС до 15 млн тенге в год компенсирует потери бюджета. А отмена ОПВР (обязательные пенсионные взносы работодателей. – Ред.) и снижение социального налога уменьшат налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Однако реальный эффект этих мер вызывает серьёзные вопросы. Сегодня бизнес уже сталкивается с высокой налоговой нагрузкой, особенно на фонд оплаты труда, где суммарные налоги и платежи превышают 40%. Если углубиться в детали, становится очевидно, что риски такого решения значительно перевешивают потенциальные выгоды.
НДС – это налог на потребление, и его увеличение неизбежно вызовет цепную реакцию подорожания товаров и услуг. В результате предполагаемый эффект от снижения налогов на ФОТ попросту будет съеден инфляцией, а нагрузка на бизнес и конечных потребителей только возрастёт.
ОПВР – это относительно новый платёж, который работодатели начали выплачивать только с 1 января 2024 года по ставке 1,5% с дальнейшим повышением до 5% к 2028 году. Однако уже в 2025 году общая налоговая нагрузка на ФОТ значительно увеличилась. Предлагаю рассмотреть подробнее:
- социальные отчисления выросли с 3,5 до 5%;
- ставка социального налога увеличилась с 9,5 до 11%;
- пенсионные взносы работодателя выросли с 1,5 до 2,5%;
- единый платёж с зарплаты подняли с 21,5 до 23,8%.
Дополнительно с 2025 года введены социальные отчисления по договорам ГПХ в размере 5%, что ещё больше увеличило затраты работодателей, привлекающих физических лиц для выполнения работ и оказания услуг.
Таким образом, сначала бизнесу увеличили налоговую нагрузку, а теперь предлагают убрать лишь часть новых платежей, но при этом обязать почти всех предпринимателей платить НДС по ставке 20%. Возникает резонный вопрос: если цель действительно в снижении нагрузки на фонд оплаты труда, зачем одновременно вводить столь резкое повышение НДС? Если государство действительно хочет снизить налоговую нагрузку на зарплаты, это должно быть самостоятельной реформой, а не компенсироваться за счёт повышения НДС, которое в итоге приведёт к росту цен и снижению покупательной способности граждан.
Какие факторы влияют на выбор процентной ставки НДС и на каком уровне этот показатель в других странах?
Как сообщил заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин, решение по ставке НДС должны огласить до 20 февраля. У правительства остаётся чуть больше двух недель на принятие ключевых решений, которые существенно повлияют на бизнес-среду и экономику в целом.
Сейчас ставка НДС в Казахстане составляет 12% и является одной из самых оптимальных, обеспечивая относительную конкурентоспособность казахстанского бизнеса. Для сравнения: в Узбекистане и Кыргызстане также действует ставка 12%, в Китае – 13%, и только в России НДС составляет 20%. Однако в России это повышение произошло в условиях санкционного давления и необходимости компенсировать расходы военного бюджета. При этом в России порог для применения НДС составляет 450 млн рублей (2,34 млрд тенге), а с 250 млн до 450 млн рублей (1,3–2,34 млрд тенге) действует "спецставка" НДС 7%.
Отдельного внимания заслуживает Китай, где существует налог на добавленную стоимость в размере 13% с применением трёхступенчатой системы (13, 9, 6%). Ставка зависит от вида товаров и типа оказываемых услуг.
Если рассматривать мировую практику, то в ряде экономически развитых стран НДС либо ниже 12%, либо вообще отсутствует. Например, в ОАЭ он составляет 5%, в Сингапуре – 9%, в Швейцарии – 8,1%, в Южной Корее – 10%. А в США, Канаде и Японии вместо НДС действует налог с продаж, который колеблется от 2 до 11% в зависимости от региона.
Поэтому заявления о том, что в Казахстане необходимо срочно повышать ставку НДС, мягко говоря, некорректны. Наоборот, в условиях высокой налоговой нагрузки на бизнес важно искать пути для её оптимизации, а не увеличения.
Тем не менее Казахстан пошёл по иному пути. Чего ожидать бизнесменам после повышения НДС?
Ранее Казахстан не повышал ставку НДС, поэтому сложно точно спрогнозировать влияние такого шага. Опыт России показывает, что повышение НДС на 2% в 2019 году привело к росту инфляции до 1,5 процентного пункта.
Если в Казахстане НДС вырастет с 12 до 20%, инфляция может ускориться минимум на 4,5%. Практика других стран показывает, что цены начинают расти ещё до официального увеличения ставки, поскольку бизнес закладывает будущие налоговые изменения в стоимость товаров. Также повышение НДС неизбежно приведёт к замедлению темпов роста ВВП на 2–3% в год и ухудшению инвестиционного климата. В результате выполнение поручения президента по удвоению объёма экономики к 2029 году окажется под угрозой.
Я убеждён, что повышение НДС до 20% не является инструментом развития экономики. Напротив, оно несёт риски её замедления, роста инфляции и увеличения теневого сектора. Именно поэтому в рамках рабочих групп мы последовательно выступаем за сохранение текущей ставки НДС, а в долгосрочной перспективе за её снижение при благоприятной экономической ситуации.
На заседании правительства заявили, что планируют привлечь около 300 тысяч новых плательщиков НДС. Каким образом это будет происходить?
Правительство намерено расширить круг плательщиков НДС за счёт снижения порога по обороту для постановки на учёт по НДС с 78 млн до 15 млн тенге в год. Согласно данным правительства, в этом диапазоне работает около 80% субъектов малого и среднего бизнеса.
На данный момент компании с оборотом до 78 млн тенге (20 000 МРП) могут работать без НДС, что позволяет им не включать налог в стоимость товаров и услуг. Однако такие компании исправно выплачивают другие налоги. В 2022 году порог уже снижался с 30 000 МРП (около 118 млн тенге) до 20 000 МРП, что значительно расширило круг плательщиков. Сейчас в Казахстане зарегистрировано порядка 110 000 компаний, уплачивающих НДС.
Если порог уменьшат до 15 млн тенге (1,25 млн тенге в месяц), около 300 000 новых предприятий окажутся в числе плательщиков.
Дело в том, что НДС – сложный для администрирования налог, который требует ведения электронных счетов-фактур (ЭСФ), строгого документооборота и регулярной отчётности. Это приведёт к росту затрат на бухгалтерское сопровождение, а любые ошибки в оформлении документов грозят штрафами и блокировкой счетов, что может парализовать деятельность предпринимателей.
Останется ли у малого и среднего бизнеса возможность пользоваться упрощённым налогообложением?
Окончательные выводы можно будет сделать после подписания нового Налогового кодекса, который планируют утвердить в июле 2025 года, а вступить в силу он должен с 2026 года.
Проект нового Налогового кодекса предусматривал три специальных налоговых режима (СНР), включая режим на основе упрощённой декларации, который объединял существующие СНР розничного налога и упрощёнку. Важным изменением стало введение порога для применения данного режима на уровне 2,2 млрд тенге. Также было предусмотрено освобождение налогоплательщиков, применяющих данный СНР, от НДС и социального налога.
Но, судя по последним заявлениям правительства, вопрос усиления контроля за налоговыми режимами остаётся открытым. Это может привести к пересмотру условий применения упрощённого налогообложения и дополнительной налоговой нагрузке на предпринимателей.
Представители бизнеса обеспокоены тем, что повышение НДС и снижение порога негативно скажется на их деятельности. Так ли это?
Да, эти меры несут серьёзные риски для малого и среднего бизнеса. Повышение НДС до 20% неизбежно приведёт к росту себестоимости товаров и услуг.
Для предпринимателей это означает необходимость либо повышать цены (что снизит спрос), либо сокращать расходы, включая заработные платы, чтобы остаться на плаву. Малый бизнес, особенно с низкой маржинальностью, окажется под сильным давлением и, возможно, вынужден будет закрыться. Говорить о развитии производства в таких условиях вообще не приходится.
Уже сейчас по многим позициям дешевле завозить продукцию из Китая и соседних стран, чем производить её в Казахстане. Повышение НДС только усилит этот тренд, делая местное производство ещё менее конкурентоспособным. В итоге ожидаемый рост налоговых поступлений может не состояться. Напротив, массовый уход бизнеса в тень и закрытие предприятий приведут к сокращению бюджетных доходов, увеличению безработицы и снижению общей экономической активности.
Повышение НДС и снижение порога затронут не только бизнес, но и каждого гражданина. НДС – это косвенный налог, который в итоге платит потребитель. При предлагаемом налоговом манёвре государство планирует дополнительно собрать 7,5 трлн. Если разделить эту сумму на количество жителей в Казахстане, то в среднем каждый казахстанец заплатит в бюджет около 375 000 тенге в год.
Для понимания: средняя зарплата в Казахстане составляет 390 328 тенге. То есть каждый житель страны фактически отдаст бюджету почти одну свою месячную зарплату в год только за счёт НДС.
На мой взгляд, вместо механического увеличения налогов необходимо создавать условия для развития предпринимательства, включая стимулы для роста производства и платёжеспособности населения.
Ожидается, что повышение НДС усилит теневую экономику. Насколько реален этот риск и можно ли его нивелировать?
Да, этот риск вполне реален. Бизнес-сообщество осознаёт, что снижение порога постановки на учёт по НДС и повышение ставки могут привести к массовому уходу предпринимателей в тень или даже закрытию бизнеса. Это в свою очередь приведёт к росту безработицы и снижению налоговых поступлений в бюджет.
Малый бизнес уже работает с минимальной маржой, а включение дополнительного 12–20%-ного налога в цену сделает его продукцию менее конкурентоспособной. В таких условиях у предпринимателей останется два варианта: либо повысить цены, рискуя потерять клиентов, либо искать способы избежать дополнительных налогов, включая дробление бизнеса или переход в серый сектор.
На практике это означает, что налоговая нагрузка кардинально изменит условия работы малого бизнеса. Уже сегодня многие предприниматели дробят бизнес на несколько ИП или юрлиц, чтобы оставаться в пределах действующего порога по НДС. Если же его снизят до 15 млн тенге, бизнес будет вынужден искать дополнительные схемы уклонения, иначе он просто утратит конкурентные преимущества.
К сожалению, такие серые схемы давно отработаны и зачастую не обходятся без коррупционной составляющей. В итоге государство не только не получит ожидаемого роста налоговых поступлений, но и столкнётся с ухудшением бизнес-климата, снижением прозрачности и усилением неформального сектора экономики.
Повышение НДС – самый простой способ пополнения бюджета, но далеко не самый эффективный. Вместо увеличения налоговой нагрузки на граждан и бизнес необходимо искать резервы внутри самой экономики.
Какие альтернативные меры могли бы быть более эффективными?
Вот несколько альтернативных мер, которые могли бы принести больший эффект:
- Оптимизация государственных расходов. Прежде чем повышать налоги, важно критически пересмотреть структуру бюджетных расходов. Существенные суммы уходят на содержание государственного аппарата, дотации неэффективным проектам и прочие затраты, не приносящие реальной отдачи. Сокращение таких расходов могло бы частично покрыть дефицит бюджета.
- Борьба с теневой экономикой. По официальным данным, доля ненаблюдаемой экономики составляет 6,2%. Важно создать условия, при которых бизнесу будет выгоднее работать вбелую. Легализация даже части теневого оборота принесёт бюджету дополнительные доходы.
- Разобраться с фондом "Самрук-Казына". Провести детальный анализ и выявить неэффективные дочерние структуры, которые потребляют деньги, после чего продать или ликвидировать их. Потенциал такого решения – 2 трлн тенге в год.
- Контролировать траты Фонда социального медицинского страхования и ГФСС. Сделать их напрямую подотчётными Министерству финансов. Потенциально это может экономить бюджету около 0,5 трлн тенге ежегодно.
- Наладить контроль на таможенных постах. (Карго и контрабанда из Китая, расхождения в данных оцениваются в 6 млрд долларов). Это может принести ещё 0,5 трлн тенге дополнительных таможенных сборов и выплат НДС в год.
Уверен, перед тем как рассматривать повышение НДС, необходимо в полной мере задействовать существующие возможности для увеличения доходной части бюджета без дополнительного давления на бизнес и население.
Автор Надежда Занина
Источник informburo.kz