Согласно последнему пресс-релизу Национального банка «О ситуации на финансовом рынке» объем депозитов юридических лиц в сентябре 2017 года вырос сразу на 10% по сравнению с прошлым месяцем, в то время как с начала года до конца августа наблюдалось их снижение на 6,9%. Мы попросили прокомментировать этот факт члена правления АО «Halyk Finance» Мурата Темирханова.

- Мурат Рахжанович, как Вы можете объяснить такой скачок?

- Нас тоже очень заинтересовал такой большой рост. Увеличение депозитов юрлиц на 959 млрд всего за один месяц – это крайне большая сумма. Однако, если посмотреть отчет Нацбанка «Сведения о собственном капитале, обязательствах и активах», где депозиты юрлиц показаны в разрезе каждого банка и по всей банковской системе в целом, то там такого роста нет. По этому отчету депозиты юрлиц во всех банках выросли только на 155 млрд тенге или всего на 1,7%.

- И почему такая громадная разница в отчетах?

- Для нас это тоже было непонятно, и мы на уровне обмена электронной почтой спросили Нацбанк об этом. К сожалению, ответ мы получили неполный. Нацбанк сослался только на документ «Методологические отличия формирования данных по депозитам», указанный на сайте регулятора (http://www.nationalbank.kz/?docid=3477&switch=russian).

Согласно этому документу, в отчёте Нацбанка «Депозиты в депозитных организациях» отражаются все депозиты в национальной и иностранной валюте в банках (юридических и физических лиц), и в НБ РК (юридических лиц), за исключением депозитов нерезидентов, депозитов центрального правительства, депозитов банков в Национальном Банке и в других банках.

То есть, когда Нацбанк сказал, что депозиты юридических лиц выросли на 10%, то он почти целиком имел в виду себя. Имеется в виду, что какое-то юридическое лицо, не являющееся правительством или банком, увеличило свои депозиты в Нацбанке на сумму в примерно 800 млрд тенге, а это эквивалент 2,4 млрд долларов.

Для меня не понятно, какая организация могла положить такие большие деньги в Нацбанк и откуда эти деньги вообще взялись. Даже для «Самрук-Казына» - эта сумма очень большая. Также этот холдинг является коммерческой организацией и должен держать свои деньги в коммерческих банках, а не в Нацбанке.

- Зачем, вообще, Нацбанк берет депозиты юридических лиц?

- Мне это тоже непонятно, и с этой точки зрения хотелось бы гораздо большей прозрачности со стороны регулятора, поскольку такой большой рост депозитов напрямую влияет на денежные агрегаты в экономике. При этом, я согласен, что счета правительствам и Нацфонда должны держаться в Нацбанке и таким образом выводится из банковской системы, однако счета всех других организаций должны быть в банковской системе и работать на рост экономики, через банковское кредитование.

Интересно отметить, что за сентябрь Нацбанк отчитался в существенном уменьшении долларизации депозитов. Однако этот успех опять-таки произошел только благодаря операциям самого Нацбанка. Судя по всему, громадный рост депозитов в Нацбанке был только в тенге. Если из расчетов исключить прирост депозитов у регулятора, то можно увидеть, пускай и небольшой, но рост долларизации.

Справочно:

По состоянию на 1 сентября 2017 года: объем депозитов резидентов в депозитных организациях на конец сентября 2017 года составил 18 692,4 млрд тенге (рост за месяц на 5,9%).

Депозиты юридических лиц увеличились на 10,0% до 10 573,0 млрд тенге, депозиты физических лиц – на 1,0% до 8 119,4 млрд тенге.

Объем депозитов в национальной валюте за месяц увеличился на 9,3% до 9 581,0 млрд тенге, в иностранной валюте – на 2,5% до 9 111,5 млрд тенге. Уровень долларизации на конец сентября составил 48,7% (в августе – 50,3%).

Депозиты юридических лиц в национальной валюте в сентябре 2017 года выросли на 14,9% до 6 077,4 млрд тенге, в иностранной валюте – на 3,9% до 4 495,6 млрд тенге (42,5% от депозитов юридических лиц).

Депозиты физических лиц в тенге увеличились на 0,8% до 3 503,6 млрд тенге, в иностранной валюте – на 1,2% до 4 615,8 млрд тенге (56,8% от депозитов физических лиц).

 

Источник: Курсив