Вопросы пенсионного обеспечения казахстанцев, работа ЕНПФ – темы, не сходящие с повестки дня. Поэтому естественно, когда решением совета директоров АО «ЕНПФ», главой фонда был назначен Жанат Курманов, возникли вопросы о том, какие ожидаются перемены. На днях председатель правления фонда принял участие в заседании Общественного совета при ЕНПФ и заявил, что сохраняется преемственность и стратегические направления работы. Более подробно о работе фонда и его задачах председатель правления АО «ЕНПФ» Жанат КУРМАНОВ рассказал в эксклюзивном интервью «Деловому Казахстану».

 

–Жанат Бостанович, фонд подвел итоги прошлого года. Как вы оцениваете показатели ЕНПФ?

– Накопительная пенсионная система в прошлом году отметила свое 20-летие. Хотя о зрелости системы говорить рано (для этого требуется не менее 40 лет), она доказала свою состоятельность и экономическую значимость. Темп роста пенсионных накоплений высок – примерно 20% ежегодно. То есть, менее чем за 5 лет накопления удваиваются, а их рост опережает темпы роста ВВП.

По состоянию на 1 января 2019 года пенсионные активы превысили 9,37 трлн тенге. Согласно предварительным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, отношение объема пенсионных накоплений к ВВП по итогам года составило 15,95% (в 2017 г. – 14,65%). В 2018 году впервые годовой прирост накоплений за счет полученного чистого инвестдохода (917,1 млрд тенге) превысил прирост за счет поступления пенсионных взносов (848,6 млрд тенге).

Накопления в ЕНПФ играют важную роль в экономике страны – более 70% пенсионных активов инвестировано на внутреннем рынке. Что касается инвеступравления, то, как и во всем мире, в результате рыночной оценки, одни инструменты в портфеле приносят прибыль, некоторые – убыток. Но в целом итоговый инвестдоход ЕНПФ за все годы – положительный. Так, с 2015 по 2018 год накопленная положительная реальная доходность (т.е. за вычетом накопленной инфляции) составила 8,43%.

-Конечно, есть проблемы, связанные с тем, что средний уровень пенсионных накоплений пока невысок – в среднем на одном ИПС вкладчика они составляют порядка 1 млн тенге. В ЕНПФ по обязательным пенсионным взносам (ОПВ) открыто 9,6 млн счетов. Из них владельцами 0,6 млн ИПС являются получатели – лица, достигшие пенсионного возраста или подавшие заявление на досрочную выплату. Еще около 0,1 млн ИПС приходится на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком более года. На оставшиеся 6,4 млн счетов в прошлом году поступил хотя бы 1 пенсионный взнос. Таким образом, доля активных вкладчиков составляет 72%. Около трети вкладчиков в 2018 году не сделали ни одного взноса, а регулярность их отчислений в среднем составила 8 из 12 возможных взносов. Многие вкладчики в сфере МСБ уплачивают ОПВ лишь с минимальной зарплаты. Все эти факторы сказываются на текущей величине средних накоплений.

Но мы видим и таких вкладчиков, на счета которых регулярно поступают взносы, и их накопления составляют по 10 и более млн тенге. Есть в ЕНПФ пенсионеры, которые уже сегодня получают из фонда ежемесячно до 300 тысяч тенге за счет своих накоплений. Большую роль играет понимание значимости наличия пенсионных сбережений. Особенно это актуально для поколений, рожденных после 1970-х годов, поскольку они не смогут претендовать на государственную трудовую пенсию ввиду отсутствия стажа работы до 1 января 1998 года.

В 2017 году была утверждена корпоративная стратегия развития ЕНПФ на 2017-2021 годы. Одной из главных ее целей является формирование культуры планирования пенсионных накоплений населением. Мы ведем информационно-разъяснительную работу, направленную на повышение финансово-правовой грамотности населения и укрепление доверия к накопительной пенсионной системе. Уже есть положительные результаты работы: за 2 года доля активных вкладчиков выросла с 67,5% до 72%; доля населения, обладающая базовыми знаниями о НПС, увеличилась с 58,2% до 60,2%.

– Исходя из вашего многолетнего опыта работы в «пенсионке», видите ли принципиальные отличия управления ЕНПФ и ГНПФ, который вы в свое время возглавляли?

– Глобальных отличий нет, поскольку базовые принципы накопительной пенсионной системы не изменились. Основной принцип – формирование долгосрочных персональных сбережений для обеспечения пенсионным доходом граждан по достижению ими нетрудоспособности по возрасту. Эти накопления являются собственностью вкладчиков и получателей, их сохранность гарантируется государством с учетом инфляции.

Но есть ряд отличий. ГНПФ самостоятельно управлял пенсионными активами, в ЕНПФ ими управляет Нацбанк. ГНПФ работал в конкурентной среде с частными пенсионными фондами. Пенсионные активы ГНПФ в основном формировались за счет ОПВ работников, в то время как в ЕНПФ часть активов составляют обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) работодателей. Есть отличия и в обслуживании вкладчиков: в ЕНПФ основные услуги и коммуникации с населением происходят дистанционно, через современные каналы связи и технологии, и их доля будет дальше быстро расти.

Кроме того, если пенсионные активы ГНПФ перед объединением составляли менее триллиона тенге, то сразу после объединения пенсионные активы ЕНПФ составили 3,96 трлн тенге, а на 1 мая 2019 года уже 9,8 трлн тенге. При самостоятельном управлении активами ГНПФ особое внимание уделял качеству инвестпортфеля, и велась консервативная политика, направленная, в первую очередь, на сохранность пенсионных сбережений и снижение рисков потерь. Как затем показал кризис, такая стратегия во многом была оправдана.

Национальный банк при управлении пенсионными и собственными активами ЕНПФ также строго придерживается принципов сохранности и сбалансированного подхода к инвестированию с учетом доходности и риска. За счет более развитого рынка инвестиционных инструментов и эффекта масштаба возможности для эффективного инвестирования и диверсификации портфеля ЕНПФ значительно выросли.

Если сравнивать ЕНПФ и частные НПФ в целом, то несомненным плюсом в пользу ЕНПФ является общее системное сокращение административных расходов. На законодательном уровне вдвое снижен максимальный размер комиссионного вознаграждения: от инвестдохода – с 15 до 7,5%; а от пенсионных активов – с 0,05 до 0,025% в месяц. Ежегодно комиссионное вознаграждение ЕНПФ продолжает снижаться. В результате всей проводимой фондом работы фактическое комиссионное вознаграждение на 2019 год составляет: 5% от суммы инвестдохода; 0,015% в месяц от пенсионных активов. Иными словами, комиссионное вознаграждение ЕНПФ от инвестдохода стало меньше на 33% от предельной величины и от пенсионных активов – на 40%.

– Как вы относитесь к такой форме общественного контроля, мониторинга народного мнения и формата «обратной связи», как Общественный совет, и какие актуальные темы считаете нужным предложить для обсуждения ОС?

– ЕНПФ провел значительную работу по достижению его максимальной прозрачности, установлению устойчивых коммуникационных каналов с вкладчиками и получателями пенсионных выплат, представителями общественности, СМИ. А созданный более двух лет назад Общественный совет является одним из таких эффективных каналов коммуникаций и площадкой для конструктивного диалога специалистов, руководства Фонда и вкладчиков и получателей. Одной из задач при создании ОС было возвращение и укрепление доверия граждан к НПС.

Считаю, что эта задача решается благодаря нашим совместным усилиям. Уровень доверия к ЕНПФ (согласно результатам проведенного независимой компанией исследования) за год повысился с 5,7 (дек. 2017 г.) до 6,4 из 10 баллов, а уровень доверия к НПС – с 5,9 до 6,3.

Надеюсь, что Общественный совет и в дальнейшем будет оказывать содействие в решении системных вопросов, которые стоят перед фондом и системой. Во-первых, это введение в 2020 году условно-накопительного компонента – обязательных пенсионных взносов работодателей. Во-вторых, формирование конкурентного рынка профессиональных компаний, управляющих пенсионными активами – этот проект обсуждается с профессиональным сообществом, государственными органами, общественностью. В-третьих, важны рекомендации членов ОС по улучшению сервиса для вкладчиков, развитию электронных услуг, информированию населения о конкурентных рыночных условиях управления пенсионными активами и возможностях самостоятельного выбора инвестстратегии.

– В 2018 году фонд добился результатов по возврату задолженностей. Но объем долгов перед ЕНПФ остается все еще высоким. Каковы ваши предложения и план действий по этому вопросу?

– Фонду при объединении пенсионных активов досталось непростое наследство. На момент передачи в ЕНПФ по состоянию на 1 апреля 2014 года сумма проблемных активов составляла по номинальной стоимости 161,5 млрд тенге (или 4,4% пенсионных активов). Свои обязательства перестали исполнять 32 эмитента по ценным бумагам, находящимся ранее в портфеле частных фондов и затем перешедшим в портфель ЕНПФ.

НБ РК и ЕНПФ совместно провели значительную работу по возврату пенсионных активов. Эта работа продолжается вместе с работой над оздоровлением инвестиционного портфеля. Часть эмитентов гасит свои обязательства, но, к сожалению, появляются новые должники. По состоянию на 1 мая т.г. фонд ведет работу по возврату задолженности в отношении 22-х эмитентов, допустивших дефолт, чьи инструменты входят в состав пенсионных активов. Общая сумма задолженности по этим проблемным эмитентам составляет 51,8 млрд тенге (0,6% портфеля). Общая сумма погашенной перед фондом задолженности в 2018 году составила 14,853 млрд тенге, а всего с 2014 года по 1 квартал т.г. общая сумма погашенной задолженности составила 18,504 млрд тенге.

Законодательством предусмотрен порядок проведения работы по взысканию задолженности. Там, где исчерпаны все методы в рамках гражданского правового поля, процесс перемещается в уголовное производство, поскольку также важно привлечь к ответственности всех лиц, причастных к причинению ущерба пенсионным активам. ЕНПФ продолжит работу по возврату долгов по пенсионным активам.

– В свое время частные НПФ грешили аффилиированностью с материнскими компаниями (чаще всего банками). Эти игры вкупе с неграмотными или ошибочными инвестиционными стратегиями вылились в серьезные финансовые потери. Сегодня звучат обвинения другого рода: ЕНПФ, активами которого управляет Нацбанк, фактически кредитует гос– и нацкомании с сохранением высокого риска невозврата «народных накоплений на старость». То есть статус фондов – частных и ЕНПФ – отличается, а риски те же, причем с возросшими ставками. Насколько обоснованы эти утверждения и опасения, насколько велики риски?

– В соответствии с инвестдекларацией, при управлении пенсионными активами Национальный банк, как доверительный управляющий, придерживается умеренно-консервативного подхода. Более 74% портфеля пенсионных активов (с учетом оценок рейтинговых агентств по национальным и международным шкалам) инвестированы в ценные бумаги эмитентов с рейтингами «ААА» до «BBB-». Это преимущественно государственные ценные бумаги РК, ГЦБ иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, эмитентов квазигосударственного сектора РК и иностранных государств.

При соблюдении умеренно-консервативной стратегии инвестирования, наличие высокого удельного веса ГЦБ в инвестпортфеле является общераспространенной практикой. Согласно Обзору инвестиционного регулирования пенсионных активов за 2018 год, предоставленному ОЭСР, лимит по долговым ценным бумагам правительства в инвестпортфелях фондов Австрии, Канады и Норвегии составляет 100%.

В целом, учитывая участие государства в капитале национальных и иных квазигосударственных компаний, уровень риска «невозвратности» таких инвестиций сводится к минимуму. За период существования НПС в Казахстане случаев невозврата средств от таких инвестиций в гос– и квазигосударственный секторы не отмечалось.

Также отмечу, что в соответствии со статьей 5 Закона «О пенсионном обеспечении в РК», государство гарантирует получателям сохранность обязательных видов пенсионных взносов в размере фактически внесенных сумм с учетом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты. Иными словами, когда человек выходит на пенсию, производится расчет доходности на его ИПС в соотношении с уровнем инфляции за весь период нахождения в системе. Если доходность пенсионных накоплений ниже уровня инфляции, государство эту разницу возмещает. Это говорит о том, что накопления вкладчиков надежно защищены, вне зависимости от того, как будут развиваться события на финансовых рынках и складываться ситуация с инвестиционным доходом.

– Возобновилась дискуссия о том, было ли ошибочным решение об объединении частных НПФ в ЕНПФ. Но не дискуссия страшит, а какие-либо новые попытки кардинальной «реформы». Это будет очередной шок и новые потери в сотни миллиардов тенге при делении пенсионных активов, плюс потрясения и потеря доверия вкладчиков. А каково ваше мнение по этому вопросу?

– Дискуссия по этому поводу ведется все эти годы. Но я напомню факторы, приведшие к решению по объединению активов. Непродуманная инвестиционная политика отдельных частных НПФ, отсутствие должного уровня системы управления рисками, анализа эмитентов и оценки инвестиций, «нездоровая» конкуренция, завышенные административные и операционные расходы, связанность НПФ с эмитентами финансовых инструментов, финансовый кризис – все это привело к убыткам, которые понесли, в первую очередь, вкладчики, недополучив доход на свои накопления. Все это, к сожалению, не только дискредитировало репутацию отдельных фондов, но и подрывало доверие населения к системе в целом. Что и привело к институциональной реформе НПС.

Объединение пенсионных активов в ЕНПФ позволило создать единую базу вкладчиков и пенсионных активов, обеспечить их единый учет и мониторинг данных по охвату населения системой. На основе этих данных были проведены актуарные расчеты и обоснованные прогнозы по развитию пенсионной системы, усилена защита персональных сведений участников системы, объединена и расчищена база данных вкладчиков, обеспечена большая прозрачность информирования населения. Теперь пенсионные услуги предоставляются по единым стандартам, а Национальным банком обеспечен рост надежности, качества и доходности инвестирования пенсионных активов.

По истечении времени следует признать и ряд недостатков консолидации пенсионных активов. Во-первых, трансформация потерь и возможных обязательств ранее функционировавших частных НПФ в отрицательную переоценку и снижение инвестиционной доходности ЕНПФ (вследствие передачи ему проблемных пенсионных активов). Во-вторых, отсутствие конкурентного рынка по управлению пенсионными активами и права самостоятельного выбора вкладчиком управляющей компании. Фондовый рынок потерял свою активность и ликвидность, возможность рыночной оценки инвестиций из-за сокращения его участников, которыми были частные НПФ.

Сейчас Национальным банком разработан проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения и финансового рынка», которым предлагается воссоздать конкурентный рынок управления пенсионными активами с предоставлением каждому вкладчику права выбора инвестстратегии одной из управляющих компаний. Такой подход позволит сформировать институциональную среду профессиональных управляющих пенсионными активами и поэтапно отойти от монополии государства в управлении частными накоплениями граждан. Появление компаний по управлению пенсионными активами, как институциональных инвесторов, также важно для развития фондового рынка и роста инвестиций в перспективные отрасли экономики.

– Ожидаются ли перемены в формате управления пенсионными активами ЕНПФ?

– Перемены ожидаются и постепенно внедряются. В 2017 году на базе сложившегося опыта управления активами Национального фонда и золотовалютных активов НБ РК была разработана новая стратегия инвестирования валютного портфеля пенсионных активов ЕНПФ. В августе 2017 года соответствующие изменения и дополнения были внесены в Инвестиционную декларацию ЕНПФ. Новая стратегия инвестирования валютной части портфеля включает в себя как самостоятельное управление Национальным банком, так и привлечение глобальных внешних управляющих компаний для инвестирования на международных рынках капитала.

В марте 2018 года осуществлена передача части пенсионных активов ЕНПФ в размере 220 млн долларов США внешнему управляющему Aviva Investors (по мандату «Глобальные облигации развивающихся рынков»), выбранному по конкурсу из числа ведущих инвестиционных компаний мира. Процесс выбора внешних управляющих максимально прозрачный.

Принятие поправок в пенсионное законодательство повысит вовлеченность вкладчиков в управление пенсионными активами и их доверие к системе. ЕНПФ будет ключевым инфраструктурным институтом, единым оператором всех финансовых и информационных потоков по ИПС вкладчиков и единым бэк-офисом для всех КУПА. При этом все пенсионные активы граждан были и остаются персонифицированными, на них будет также начисляться инвестдоход в зависимости от суммы накоплений, периода нахождения активов в системе и инвестиционных результатов управляющей компании.

– Какой должна быть в идеале накопительная пенсионная система?

– В мире сложились две основные модели пенсионного обеспечения – распределительная и накопительная. Но идеальной, универсальной модели не существует, поскольку пенсионная система – это часть социальной и экономической системы каждой страны. Она зависит от истории формирования, структуры и уровня развития экономики общества. Все больше стран переходит к накопительному или смешанному типам, поскольку распределительная пенсионная система может быть успешной только в случае, если демографическая ситуация в государстве складывается в соотношении примерно 4 работающих к 1 пенсионеру. Однако с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости это соотношение во многих странах не может быть обеспечено сейчас и в перспективе.

Условием успешности накопительной системы является как можно более полный охват ею занятого населения, достаточность пенсионных накоплений, которая достигается в результате регулярных и полных взносов на индивидуальные пенсионные счета. В Казахстане расширение охвата населения накопительной системой с учетом постепенного «сворачивания» солидарной трудовой пенсии имеет большую актуальность. Однако зависит от очень многих факторов. Таких как экономическая и демографическая ситуация в стране, уровень формализованных (нетеневых) доходов, структура и уровень занятости трудоспособного населения, развитие рынка инвестиций. ЕНПФ в пределах своей компетенции участвует в выработке предложений по расширению охвата населения НПС и их реализации при работе с вкладчиками.

ЕНПФ старается не только вовлекать новых участников, но и работает над повышением активности по уплате взносов уже существующих вкладчиков. Фонд ведет целевую разъяснительную работу с вкладчиками-владельцами неактивных, так называемых «спящих», счетов. И уже есть результаты: 631,6 тыс. человек получили первичную консультацию по вопросам НПС по телефону, из них 128,5 тыс. человек внесли ОПВ на свои счета в общем объеме на 2,3 млрд тенге.

– Все еще актуальна тема досрочного использования пенсионных накоплений в случаях болезни, инвалидности… Что здесь меняется или будет меняться?

– Такая практика, как правило, присуща странам с высоким уровнем доходов населения и с высоким уровнем ставок пенсионных взносов (25-35% от дохода). Такие взносы позволяют формировать накопления не только на первоочередную цель – выплату достойных пенсий, но и на иные цели. Но, с учетом того, что в Казахстане цикл полноценного формирования НПС еще не завершен (т.е. ни один из вкладчиков ЕНПФ не имеет полного стажа участия в системе не менее 40 лет), а также принимая во внимание недостаточную дисциплину уплаты взносов, их относительно невысокую ставку (10%), средние суммы накоплений в ЕНПФ пока еще не достаточны для обеспечения достойных пожизненных пенсионных выплат. Поэтому говорить об альтернативном использовании обязательных пенсионных накоплений преждевременно. Однако, на наш взгляд, можно предусмотреть такие опции для граждан в рамках более активного развития и стимулирования добровольных пенсионных сбережений.

Но в соответствии с действующим законодательством, лица, у которых установлена инвалидность первой и второй группы бессрочно, уже сейчас имеют право на пенсионные выплаты за счет ОПВ до достижения ими пенсионного возраста. Они освобождаются от уплаты ОПВ, однако при желании продолжать трудовую деятельность они могут продолжить вносить их на свои счета.

– Насколько успешно, на ваш взгляд, стартовала программа охвата пенсионной системой самозанятых?

– Одна из мер по вовлечению занятого населения в систему – это введение с 1 января 2019 года Единого совокупного платежа (ЕСП). Главная причина его введения – упрощение регистрации деятельности неформально занятых лиц. ЕСП заменяет собой 4 обязательных платежа в один разовый платеж: индивидуальный подоходный налог, обязательный пенсионный взнос в ЕНПФ, обязательное социальное отчисление в Государственный фонд социального страхования и социальный взнос в Фонд социального медицинского страхования.

И первые результаты уже есть. На счета вкладчиков за 4 месяца т.г. в рамках ЕСП поступил 95 781 взнос на общую сумму более 49,5 млн тенге.

– Пока неподъемной для ЕНПФ остается задача развития накопительной добровольной пенсии. У вас есть идеи и видение ее решения?

– Это пока так: сумма добровольных накоплений не превышает 2 млрд тенге. Можно выделить ряд причин невысокого интереса к добровольным взносам. Во-первых, в целом недостаточный уровень доходов населения и недостаток финансовой грамотности среди потенциальных вкладчиков, неразвитость культуры планирования своих пенсионных доходов. Кто-то не понимает суть и важность таких сбережений. Кто-то пока считает, что банковский депозит выгоднее добровольного пенсионного счета. Кто-то отмечает отсутствие свободных денег для формирования долгосрочных сбережений. Кто-то опасается высоких инфляционных ожиданий, кто-то не доверяет пенсионной системе в целом.

Кроме того, рынок инвестиций и сберегательных опций для добровольных взносов также не развит. Для этого требуется системный подход, в том числе законодательные изменения. Фонд проводит информационную работу; с прошлого года введена новая услуга персонального консультирования по вопросам планирования пенсии с использованием прогнозного калькулятора.

Во-вторых, не урегулированы вопросы налогообложения, в частности, есть риск двойного налогообложения. Еще одним «барьером» является отсутствие удобного механизма для перечисления ДПВ. Его уплата является личной инициативой вкладчика, а не функцией работодателя, поэтому эти взносы, как правило, уплачиваются гражданами через кассовые отделения банков, и пока не доступна через интернет или мобильный банкинг. Относительно высокие банковские комиссии за кассовое обслуживание делают уплату взносов еще и экономически невыгодной.

В ЕНПФ в настоящее время отрабатывается механизм уплаты ДПВ через сайт фонда. Мы ведем переговоры с несколькими сервис-провайдерами.

ЕНПФ подготовил предложения по возможному развитию добровольных пенсионных взносов работников и работодателей. В их числе: обусловленное софинансирование ДПВ работников со стороны как работодателя, так и государства; налоговые стимулы для физических и юридических лиц; возможность досрочного изъятия своих сбережений на определенные цели (медицинские расходы, обеспечение жильем, обучение детей, восстановление после ЧС).

Напомню, что одной из целей Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана является сохранение до 2030 года целевого коэффициента замещения совокупными пенсионными выплатами на уровне не менее 40% от утраченного заработка, что соответствует стандартам Международной организации труда. Создав в Казахстане необходимые базовые условия для добровольных пенсионных сбережений граждан, можно развить продукты и услуги, сделав их рыночными и востребованными, а поставленную задачу – достижимой.

– Какие цели вы ставите на текущий год по оптимизации работы самого фонда?

– В целом организационная структура, штат, выстроенные бизнес-процессы ЕНПФ соответствуют стратегии, текущим задачам и требованиям к деятельности Фонда.

В рамках работы по повышению доступности пенсионных услуг в этом году будет продолжено развитие электронных сервисов ЕНПФ. Уже летом планируется сделать электронные услуги доступными не только через корпоративный сайт и терминалы самообслуживания, размещенные в операционных отделениях, но и через мобильное приложение ЕНПФ.

В апреле началось оказание трансфер-агентских услуг через 94 подразделения АО «Казпочта» в тех населенных пунктах, где отсутствуют офисы ЕНПФ. Тем самым увеличено территориальное присутствие фонда по республике на 43,7%. Планируется развитие «мобильных офисов» ЕНПФ для выездного обслуживания населения на базе специализированного автотранспорта со всем необходимым оборудованием для обслуживания в областях. Пилотный проект запущен в прошлом году в Атырауской, Костанайской и Алматинской областях. Есть уже положительные отзывы и результаты.

С 1 января 2020 года вводится новый условно-накопительный компонент системы – обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР). И, начиная со следующего года, все работодатели начнут уплачивать в пользу своих работников взносы в размере 5% от их месячного дохода. В ближайшее время мы ожидаем утверждение соответствующих нормативных правовых актов НБ РК и правительства по осуществлению взносов и организации выплат за счет ОПВР. После этого ЕНПФ сможет скорректировать бизнес-процессы, подготовить системы для ведения отдельного персонифицированного учета, провести информационную работу.

ЕНПФ также проводит работу по подготовке к реализации других нововведений – передаче пенсионных активов частным управляющим компаниям с закреплением права выбора за вкладчиками. Это потребует учета пенсионных накоплений в привязке к инвестиционным портфелям. После принятия соответствующих изменений в законодательство ЕНПФ будет готов рассказать об этом подробнее.