За 25 лет сотрудничества банк инвестировал в экономику РК порядка 6 млрд долларов
Исходя из данных по росту экономики Казахстана за прошедшие три квартала, Азиатский банк развития сообщил, что в декабре текущего года ожидает нового пересмотра прогноза по темпу роста ВВП страны в сторону большего ускорения. При этом в последнем обзоре, приведенном АБР в сентябре, прогноз уже был повышен до 3,7% на 2019 год и до 3,4% на 2020 год, ввиду более высокого потребления и роста сферы услуг.
Вместе с тем во время недавнего визита в Нур-Султан президент Азиатского банка развития Такехико Накао подтвердил долгосрочную приверженность его финансового института поддержке развития Казахстана.
О том, что будет способствовать дальнейшему сотрудничеству между АБР и нашим государством, а также каких стратегических соглашений удалось достичь за 25 лет в интервью корреспонденту рассказал директор представительства Азиатского банка развития в Казахстане Джованни Капаннелли.
- Джованни, в этом году 25 лет партнерства АБР с Казахстаном. Хотелось бы услышать от вас, сколько было вложено инвестиций в экономику нашей страны за этот период и в какие глобальные проекты?
- Да, 19 января 1994 года Казахстан первым среди стран Центрально-Азиатского региона начал сотрудничать с АБР. За 25 лет сотрудничества мы инвестировали порядка $6 млрд в экономику Казахстана, включая 30 cуверенных проектов, под которыми подразумеваются правительственные займы или займы, предоставленные под государственную гарантию, 11 несуверенных займов, выданных частному сектору напрямую, и 100 проектов технической помощи в виде грантов на общую сумму $15 млн.
Большая часть нашего финансирования – это суверенные займы, преимущественно инвестиции в транспортную инфраструктуру: строительство крупных автомобильных дорог (Китай – Европа, Россия – Иран, Восток – Запад – Север – Юг).
Другой сектор, который получил наибольший объем финансирования, – это сфера госуправления, а именно поддержка государственных контрциклических программ. Здесь стоит отметить два крупных займа: первый на сумму $500 млн, который был предоставлен в 2009 году, когда страна испытывала последствия глобального экономического кризиса, и второй в размере $1 млрд, предоставленный АБР в 2015 году с целью смягчения последствий внешних шоков в период резкого снижения цен на нефть, в том числе для поддержки программы «Нурлы жол», Дорожной карты занятости и т.д.
Наряду с этим финансирование частного сектора активизировалось только в последние несколько лет, достигнув общего объема инвестиций около $600 млн.
Если говорить о текущем портфеле АБР, то на сегодняшний день он составляет в целом около $900 млн, из них $750 млн приходится на суверенные займы и $162 млн на инвестиции в частный сектор.
- Какие займы в ключевых отраслях экономики РК были одобрены АБР в текущем году?
- В этом году нами было одобрено три суверенных займа на общую сумму $500 млн. Практически половина этой суммы приходится на проект реабилитации систем ирригации в 4 регионах Казахстана (Жамбылская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Кызылординская области). Вы знаете, что еще в 1980-е годы было построено много каналов для полива сельскохозяйственных угодий, но после развала СССР их эксплуатация не осуществлялась должным образом. В итоге потери воды на данных каналах составляют 60-70%, хотя при правильных интервенциях можно сократить их практически до нуля. Именно на это направлено наше финансирование. Помимо АБР в реализации данного проекта участвуют и другие международные финансовые институты.
Также в текущем году мы профинансировали несколько проектов в сфере возобновляемой энергетики в размере порядка $40 млн, в числе которых проект с «Байконур Солар» в партнерстве с ЕБРР.
Еще важно упомянуть, что на позапрошлой неделе впервые в истории банка было подписано соглашение о предоставлении займа на сумму $100 млн в местной валюте для программы доступного жилищного финансирования для женщин Казахстана. Как известно, проект реализуется совместно с Жилстройсбербанком.
- Сколько инвестиций и в какие секторы АБР планирует вложить в 2020 году?
- Общий объем финансирования на 2020 год в нашем операционном бизнес-плане предварительно определен в размере около $640 млн в таких секторах, как сельское хозяйство, транспорт, водоснабжение и канализация, а также финансы, при этом займы будут выделены в национальной валюте.
Один из примеров – совместная работа АБР и ЕБРР с министерством инвестиций и инфраструктурного развития, Казцентром ЖКХ и другими участниками рынка, над подготовкой долгосрочного инфраструктурного проекта, в рамках которого планируется охватить 53 города Казахстана в части замены, модернизации или восстановления канализационных очистных сооружений. Эта программа, по нашему прогнозу, будет способствовать постепенному увеличению участия частного сектора в отрасли. Для этого необходимо создание соответствующих условий, над чем мы и работаем совместно с партнерами. На первую фазу проекта со стороны АБР предусмотрено $120 млн для финансирования первых 5-6 городов.
Надо отметить, что Казахстан отличается от стран, с которыми работает АБР. Во-первых, уровнем дохода, который здесь выше среднего, во-вторых, большим количеством государственных предприятий. Понимая, что, как правило, частные предприятия намного эффективнее государственных, ведется работа по приватизации госкомпаний, и международные финансовые институты поддерживают данный процесс.
- Под какие ставки АБР обычно предоставляет финансирование?
- У АБР самая низкая ставка среди международных финансовых институтов. Если говорить о суверенных займах в твердой валюте (доллары, евро, иены), то наша ставка складывается из 6-месячного LIBORа плюс 50 базисных пунктов для покрытия административных расходов. Никаких дополнительных комиссий нет.
В случае займов в местной валюте условия отличаются. Проще говоря сверху учитывается уровень инфляции. Например, если в долларах США ставка финансирования на сегодня составляет около 2%, то в тенге примерно 8%. Однако условия могут меняться в зависимости от ситуации на рынке.
Первоначально мы столкнулись с проблемой отсутствия необходимого объема национальной валюты, но решили ее путем выпуска бондов. В этой связи в течение последних двух лет мы активно сотрудничаем с KASE.
Понятно, что в случаях с суверенными займами риски минимизированы. Другое дело – с проектами в частном секторе. Здесь уже в зависимости от каждого конкретного случая мы рассчитываем риски и определяем процентную ставку.
- По каким принципам АБР отбирает проекты для предоставления займа?
- Мы руководствуемся тремя составляющими нашей страновой стратегии партнерства для Казахстана: первая – содействие в диверсификации экономики (сюда относятся вопросы развития логистики, сельского хозяйства, финансового сектора и так далее); вторая – инклюзивный рост (уменьшение разрыва в уровне благосостояния и доступа к услугам между городом и сельской местностью) и третья – устойчивое развитие (вопросы зеленой экономики, возобновляемой энергетики и энергоэффективности).
Опираясь на это, АБР принимает решение о финансировании проектов, и именно поэтому мы никогда не инвестировали в нефтегазовый сектор.
- В таком случае, есть ли перспектива у зеленых облигаций в Казахстане?
- Несмотря на то, что вопрос о внедрении зеленых облигаций пока находится в процессе обсуждения с Правительством РК, МФЦА, фондом «Даму», НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» и другими учреждениями, надеюсь, что Казахстан станет первой страной в Центрально-Азиатском регионе, которая сделает это в ближайшее время на площадке МФЦА. Между тем в данном направлении предстоит большая работа, в том числе в части самого определения зеленых технологий, внедрения механизмов государственного регулирования в сфере зеленого финансирования и выработки соответствующих мер поощрения для МСБ.
В свою очередь международные финансовые институты готовы оказать содействие Казахстану в реализации программы зеленого финансирования, как с точки зрения финансов, так и технического сопровождения.
- Однако вас, как представителя МФИ, не смущает, что в нашей стране функционируют параллельно две биржи?
- Да, конечно, казахстанский рынок не настолько большой, чтобы обосновывать существование параллельно двух бирж. Даже если посмотреть на весь Центрально-Азиатский регион с населением примерно в 65 млн человек, то наличие одной площадки здесь было бы более чем достаточно.
С другой стороны, площадка МФЦА действует в условиях британского законодательства, гарантируя защиту прав инвесторов и верховенство закона, что отличает его от KASE. Не исключено, что в определенный момент власти посчитают нужным рассмотреть возможность их объединения.
- Удалось ли достичь каких-то новых стратегических соглашений с Правительством Казахстана во время недавнего визита в Нур-Султан главы АБР Такехико Накао?
- Обсуждалось много вопросов стратегического сотрудничества АБР с Казахстаном. Хотелось бы особо отметить пилотную программу поддержки стартапов, реализуемую банком в 4 странах, в числе которых и Казахстан. Приоритетными для программы определены такие сферы, как альтернативная и возобновляемая энергетика, смарт сити и эффективность коммунальной инфраструктуры, финтех, здравоохранение, сельское хозяйство и гендерное равенство. Программа реализуется в партнерстве с акселераторами МОСТ и «Астана хаб». В октябре уже были отобраны 13 стартапов из Казахстана и ближнего зарубежья для участия в программе акселерации. Наиболее успешные предприятия получат доступ к инвестициям в размере до $200 тыс. и консультационную поддержку АБР.
Как известно, в мае текущего года Совет безопасности поручил правительству разработать стратегию безопасности водного сектора. АБР продолжит оказывать содействие Казахстану в создании водного хаба «Казахстанский центр знаний по устойчивому управлению водными ресурсами» и планирует предоставить дополнительную техническую помощь в размере $500 тыс. для данного проекта.
Кроме того, глава АБР с Касым-Жомартом Токаевым обсуждали вопрос введения режима «открытого неба», который будет способствовать развитию туризма в Казахстане и увеличению транзитного потенциала в части проводимой АБР работы по подготовке национальной транспортной модели для РК, которая будет включать автомобильные и железнодорожные перевозки, а также авиацию.
Источник kapital.kz