Казахстанская экономика отреагировала на общемировую панику падением курса тенге до 440 за доллар. Чего ждать дальше?
Рабочая неделя стартовала с новостей о том, что Федеральная резервная система США приняла решение экстренно понизить ключевую процентную ставку до 0−0,25% с 16 марта. Столь радикальные меры приняты ввиду экономического спада на фоне коронавируса. Помимо этого ФРС США запустила QE (количественное смягчение) на 700 млрд долларов. Какие последствия это окажет на мировую экономику, а соответственно, и Казахстана? И вообще, чего ждать нашей стране в кризисные времена? Об этом мы решили спросить у экономиста Асета Наурызбаева.
Зачем сдерживали?
Несмотря на действие ФРС, Нацбанк РК принял решение сохранить базовую ставку и процентный коридор на уровне 12% годовых +/- 1,5 п. п. Как бы вы оценили это решение?
— ФРС США занимается спасением экономики, а Нацбанк занимается спасением курса, как мы видим, безуспешно. Была заявлена политика, что у нас он не управляется. Так и не надо было его политизировать, а следовало «ронять» глубже, когда нефть упала. Мы же его держали, хотя рубль обвалился сильнее Казахстана. Мы почему-то решили, что тенге нельзя так глубоко падать, и первое время расходовали резервы.
Эффект снежного кома
То есть если бы курс тенге отпустили раньше, это не было бы так болезненно?
— Это трудно оценить. Речь идет о том, что какой смысл «палить» резервы, зачем это делать? Это практика ошибочная. Они до последнего держали курс, в надежде, что нефть отскочит. Но чего ради она должна была отскочить, когда впереди кризис?! Курс рубля тоже не отскочил назад. Возможно, они руководствовались какими-то своими предположениями, но мы же не в казино!
Если рынок показал, что все катится «в тартарары», пускай катится и тенге
Для граждан важнее видеть реальную картину, чем ту, красивую, которую сначала нарисовали, а потом всех обманули. Такие ложные сигналы только увеличивают панику. Сегодня, например, в обменниках невозможно купить доллары. В обменниках нет денег — это прямое следствие неумелых действий Нацбанка.
Куда пойдут влитые деньги ФРС?
Как вы думаете, окажут ли действие ФРС США влияние на стабилизацию ситуации на биржах и поддержат ли цены на сырьевые активы? Как отразится это влияние на курсе тенге?
— Возможно, это благотворно повлияет на нефтяные цены, которые немного могут подрасти. Но мы не можем наверняка это утверждать, так как не знаем, в какие каналы пойдет их количественное смягчение. Ведь когда снижаются мультипликаторы на самом американском рынке, нефть уж точно не будет дорожать.
Не исключено, что вложенные средства ФРС так и останутся в рамках американской экономики,
для смягчения внутренней ситуации. И так и не пойдут на товарные рынки.
Как поддержать бизнес?
Как текущее удорожание доллара, поднятие базовой ставки в Казахстане и введение карантина отразится на предпринимательстве в стране?
— Думаю, как только нефть начала падать, нужно было ввести меры по рефинансированию кредитов. Потому что основная часть доходов большинства бизнесменов идет на их погашение. Вместо этого Нацбанк поднял ставку, следуя догме. Это ошибка. Нужно, наоборот, сейчас внедрять доступные кредиты для бизнеса. А для тех, кто останется без зарплаты, ввести единовременные пособия. Ситуация может дойти до того, что нужно будет создавать армию спасения и раздавать похлебку на улицах тем, кому будет нечего есть. Я считаю, что
для поддержки бизнеса в дальнейшем нужно повысить минимальную заработную плату
В развитых странах ее уровень обеспечивает внутренний спрос. И если у нас повысить зарплату тем, кто зарабатывает 40 тысяч, хотя бы до 60 тысяч, тогда они будут покупать товары местного производства. И тем самым поддержат местного производителя. В основном это касается продуктов питания.
Виток инфляции и местное производство
Почему они отдадут предпочтение именно товарам местного производства?
— В условиях девальвации импортные товары вырастут в цене. Давление на наш рынок идет, когда рубль падает сильнее, чем тенге. Тогда привозные товары оказываются дешевле, а местные производители страдают. Но
когда курс честный, то одинакового качества российские и наши товары стоят одинаково,
но на российские сверху накладываются расходы на логистику.
А когда нам ждать роста цен на продовольственные товары?
— Вообще, инфляция через импорт приходит к нам с большим опозданием. Сначала заключаются новые контракты с поставщиками, по новым ценам. После снижения курса она проявляется примерно через полгода, и она не стопроцентная.
Портфель ухудшится через месяц
А как отразится наступивший кризис на банках?
— Разумеется, негативно. Сейчас у людей начнутся проблемы с выплатами процентов по кредитам. Тем более ввиду карантина многие предприниматели отправят своих сотрудников в отпуска без содержания. Наш бизнес простой — в этот период из своего кармана никто не будет осуществлять затраты на зарплату. Так что появятся люди, у которых нет источников дохода.
Уже сейчас появилось определенное движение граждан, которые просят отсрочить выплаты по кредитам
Все это, безусловно, отразится на качестве кредитного портфеля. И уже через месяц банки столкнутся с кризисом.
Какой в итоге на сегодня реальный курс? Он уже дошел до этой отметки или еще все впереди?
— Паритет рубля к тенге всегда был примерно на отметке 6. Так что сейчас курс сравнялся, дойдя до 440. Думаю, реальный курс к доллару на сегодня и должен быть в промежутке от 438 до 450.
Автор Татьяна Киселёва
Источник 365info.kz