Рынок банковских услуг сегодня переживает нелучшие времена — финансовый сектор лихорадит из-за падения цен на нефть ниже $30, курс тенге стремительно ослабевает, а казахстанские предприниматели сворачивают деятельность и переходят в режим «спячки» в связи с чрезвычайным положением и карантином
О том, что будет происходить с рынком в ближайшие месяцы, перейдут ли казахстанцы на цифровые банковские сервисы, отсрочке по кредитам, AQR и надежности банков рассказал Андрей Тимченко, главный управляющий директор АО ДБ «Альфа-Банк».
О кризисе и ситуации в банковском секторе РК
Андрей, новый кризис уже называют одним из самых сильных за последние 20 лет. Так ли это и сколько он продлится в Казахстане?
- По размеру шока и по силе удара новый экономический кризис значительно сильнее кризиса 2008 и 2014 годов. Сейчас одновременно сложились несколько факторов: влияние пандемии, падение цен на нефть и накопленный эффект от продолжающихся мировых и региональных торговых войн, например Brexit и торговые войны США.
Сложность ситуации в том, что весь масштаб и глубина кризиса еще неясны. Ситуация с вирусом продолжает развиваться, все больше стран вводят жесткие ограничения. Масштаб нанесенного ущерба будет понятен только ближе к концу лета.
Я предполагаю, что первые два квартала 2020 года будут периодом глобальной рецессии. В третьем квартале, скорее всего, мы вернемся к некой стабильности, а в четвертом покажем небольшой рост.
Коронавирус рано или поздно пройдет. По нефти - чуть раньше или чуть позже - все всё равно договорятся.
Что будет происходить с казахстанской экономикой в ближайшее время?
- По экономике нанесен мощнейший удар. Даже одномесячный простой может привести к банкротству 3-5% бизнеса. В нашем случае нужно ожидать не менее двухмесячного простоя, а затем не менее 6 месяцев медленного восстановления спроса. Низкие цены на нефть и другие сырьевые товары приведут к заморозке проектов по развитию и сокращению расходов на многие месяцы. Поэтому нужно быть готовым, что по результатам 2020 года не менее 20% бизнеса окажутся «за бортом», если не будут предприняты экстраординарные меры.
Я восхищаюсь действиями наших властей, которые очень оперативно и решительно предпринимают меры по борьбе с пандемией. Альфа-групп присутствует во многих странах, и могу сказать, что у нас реакция властей самая быстрая и четкая.
Вместе с тем меня очень беспокоит состояние нашей экономики. Президент и правительство обещают всевозможную поддержку гражданам и бизнесу, и это обнадеживает.
Но пока вопрос поддержки будет обсуждаться, наш бизнес уже попал под пресс повышенных процентных ставок по кредитам из-за повышения ставки рефинансирования. Таким образом Нацбанк привык сдерживать давление на курс и инфляцию. Но сейчас ситуация критическая и гораздо хуже предыдущих: падение цен на нефть и длительный простой в период «вирусной блокады» сам по себе поставит больше половины бизнеса на грань выживания. А повышенные ставки по кредитам еще больше усугубят ситуацию.
Я вижу, что наш бизнес подошел к черте, после которой начнется большая волна банкротств. Бизнес является крупным работодателем, поэтому я опасаюсь, что без экстраординарных мер по его поддержке мы в явном или скрытом виде получим безработицу в 20-30%. При этом у более чем 50% населения произойдет значительное сокращение доходов.
Государство выделяет 600 млрд тенге на поддержку кредитования бизнеса под 8%. Как это повлияет на экономику?
- Это отличное намерение, но это точечная поддержка, которую получит лишь каждый сотый, а возможно, и каждый тысячный предприниматель. Некоторые предприниматели отсеются на этапе требований программы. Большую часть отрежут сами банки, так как маленькая маржа программы заставит их допустить только маленькую прослойку самых устоявшихся клиентов. А как же остальные?
В результате точечных госпрограмм почти всегда происходит укрепление отраслевых лидеров, а новые игроки не появляются. Происходит снижение конкуренции и ослабление экономики.
Мне импонирует подход российского Центробанка, который вместо множества сложных и точечных программ просто держит общие ставки в стране на низком уровне. Сравните: у нас ставка рефинансирования 12%, а в России 6%. Ставки по репо или валютным свопам, по которым банки реально фондируются в отличие от ставки рефинансирования, в РК вообще составляют 13%-14%. Это означает, что основная часть бизнеса, которая не попадет под госпрограмму, будет получать кредиты в казахстанских банках в лучшем случае по 17%-19%.
Разница в ставках между Россией и Казахстаном приведет к ослаблению национального бизнес-сектора и росту российского присутствия в Казахстане. Для Альфа-Банка, как крупного международного банка это, в общем-то, не имеет значения. Но меня, как гражданина Казахстана, это, конечно, волнует.
Да, поддержание ставки на низком уровне иногда может создавать дополнительные предпосылки для колебаний курса, в том числе для валютных спекуляций. Но бизнес и население привыкают к этой повышенной волатильности, а широкие слои бизнесменов получают кредиты по доступным ставкам. Эти ставки доступны всем, а не только избранным, попавшим в госпрограммы, и это в том числе способствует появлению новых игроков на рынке.
Люди скупают доллары и евро в обменниках. В некоторых банках не хватает валюты. Как с этим обстоят дела в Альфе?
- Часть населения опасается дальнейшего ослабления тенге. Из-за этого в некоторых банках даже наблюдался дефицит валюты. Но в Альфа-Банке такой проблемы нет — у нас можно быстро и в любое время конвертировать деньги в мобильном приложении. Мы готовы к кризису и имеем солидный запас иностранной валюты.
Давайте поговорим о банковском секторе. Как вы думаете, отразится ли на остальных банках режим чрезвычайного положения и карантина?
- Конечно, он отразится на всех. Все банки понесут определенные убытки. Их размер будет зависеть от трех факторов. Во-первых, была ли у банка валютная позиция (разница между активами и пассивами по валюте). Те банки, у кого была, соответственно, пострадают.
Альфа-Банк в этой ситуации не только не проигрывает, но и заметно выигрывает. Дело в том, что мы ежегодно хеджируем капитал от девальвации и несем на это существенные расходы — ROE без этих трат был бы на 11-12% больше. Но в момент девальвации наш капитал сохраняется в долларовом пересчете, а в тенге мы получаем существенную разовую прибыль.
Во-вторых, пострадают банки с наибольшим разрывом по срокам между активами и пассивами. Это так называемый процентный ГЭП. В условиях роста ставок пассивы будут дорожать гораздо быстрее ставок по кредитам. Все это приведет к резкому сокращению процентной маржи банков. Те, у кого разрыв по срокам был большой, пострадают сильнее. Наибольшие убытки будут у банков с самой большой долей долгосрочного инвестиционного кредитования, не подкрепленного соответствующим объемом «дешевых» пассивов по госпрограммам.
И, в-третьих, самое главное, банки пострадают из-за отсутствия платежей от своих клиентов. Это «кредитный риск». Не все компании переживут этот кризис, плюс стоимость залогового обеспечения в кризис всегда падает. Поэтому банкам придется понести внеплановые убытки. Предвидеть именно такое развитие событий банки, конечно, не могли. Но именно поэтому у банков есть требования к собственному капиталу, призванному абсорбировать непредвиденные убытки. К сожалению, AQR показал, что не у всех банков есть достаточный собственный капитал для поглощения убытков.
В рамках управления кредитным риском мы регулярно проводим внутренние стресс-тесты нашего кредитного портфеля. В этом году мы добавили еще один критерий оценки заемщиков: доля продаж онлайн и степень цифровизации. По этому критерию казахстанский бизнес катастрофически уступает российскому и даже украинскому.
О переходе банков в цифру из-за ЧП
Банки уже давно боролись за первенство в цифровой гонке, и кажется, что ЧП и карантин помогут клиентам навсегда забыть путь в отделения. Готовы ли отечественные финансовые институты к полному удаленному обслуживанию?
- По-моему, у всех казахстанских банков есть мобильные сервисы. Разница между сервисами заключается в простоте и понятности этих операций. Казахстанцы за последние годы все чаще стали выбирать банки, в приложениях которых операции можно совершать за два-три клика. А в разгар пандемии, когда вирус передается через наличные деньги, люди начали как никогда ценить возможность оплачивать счета и переводить деньги, не выходя из дома, и особенно — расплачиваться в магазинах с помощью бесконтактной оплаты. Все карты Альфа-Банка оснащены такой технологией: мы поддерживаем Apple Pay, Samsung Pay и Garmin Pay.
Как только режим чрезвычайного положения и карантина закончится, многие казахстанцы, которые раньше ходили в отделения, полностью перейдут на дистанционное обслуживание. Уверен, что сложившаяся ситуация даст толчок к цифровизации всего рынка.
Альфа-Банк Казахстан начал разработку своего приложения для физлиц всего год-полтора назад. Недавно вы полностью обновили его. Расскажите, что изменилось?
- В прошлом году мы решили подойти фундаментально и переработать саму основу нашего приложения. На языке IT это называется рефакторингом. Мы немного отложили внедрение разных «фишек», чтобы прежде всего радикально улучшить отказоустойчивость и скорость работы. Дело в том, что в прошлом году количество пользователей нашего мобильного приложения для физлиц увеличилось в три раза. Мы хотели убедиться, что приложение имеет большой запас работоспособности для будущего роста.
В процессе рефакторинга мы упростили основные операции: оплату кредита, коммуналки, связи, интернета, переводы денег и многое другое. Самые популярные операции теперь видны на главном экране, а еще появилась возможность просто и легко повторить любую из них. В результате время на проведение основных операций сократилось в два-три раза. Многие из описанных выше процессов стали самыми простыми и быстрыми на рынке.
Мы обратили внимание, что клиенты часто боятся различных комиссий, поэтому сделали расчет комиссий прозрачным и понятным. Наш клиент видит сумму комиссии на той же странице, где оформляет операцию.
Но эти доработки — только начало. Как я говорил, мы потратили большую часть прошлого года на повышение скорости и отказоустойчивости нашего приложения.
А как обстоят дела с онлайн-сервисами для владельцев бизнеса?
- Для юрлиц у нас есть приложение «Альфа-Бизнес Казахстан» и интернет-банк — эти два сервиса включают почти все виды банковских операций. В них можно оплатить услуги, товары и налоги, сохранить и отправить через мессенджеры выписки в PDF-файле, отправить партнерам и клиентам реквизиты, проконтролировать свои счета и транзакции и много чего еще. Уже сейчас 98% операций наши клиенты совершают полностью онлайн.
Начиная с марта, мы сделали мобильное приложение для юрлиц бесплатным. Это позволит предпринимателям, которые ездили в отделения, открыть для себя банк в телефоне. Пользуясь мобильными сервисами, люди могут совершать привычные операции моментально, а главное, безопасно.
Хочу особо отметить наш процесс онлайн-открытия счета. Благодаря интеграции с государственными базами данных мы вообще не просим предпринимателя приходить в банк и приносить какие-либо документы. Клиент лишь оставляет заявку на нашем сайте, а мы все получаем из государственных источников. Открытие счета занимает 10-15 минут.
В продолжение темы могу сказать, что в конце прошлого года мы получили награду Best Digital Bank от издания Asiamoney/Euromoney. Награду присудили по большой части за наши онлайн-сервисы для предпринимателей.
Об отсрочке по кредитам и работе банка во время ЧП
Агентство по регулированию и развитию финансовых услуг выступило с инициативой помочь населению и предпринимателям во время ЧП и карантина в Алматы и Нур-Султане. Какие меры поддержки окажет Альфа?
- Мы автоматически предоставим отсрочку по кредиту с 16 марта по 15 июня 2020 года социально уязвимым слоям населения, получателям адресной социальной помощи и безработным. Отсрочка предоставляется по основному долгу и вознаграждению.
Также возможность отсрочки появится у физических лиц, доходы которых уменьшились или были потеряны из-за введения ЧП и карантина. Таким клиентам нужно подать заявку в мобильном приложении «Альфа-Банк Казахстан» — заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней. Дополнительных документов отправлять с заявкой не нужно. При предоставлении отсрочки кредитная история не ухудшается.
Также мы приостановили начисление пени и вознаграждения на просроченную задолженность по всем займам физических лиц и не начисляем вознаграждение по беззалоговым займам с просрочкой более 90 дней. Специально обращаться в банк для отмены штрафов и пени заемщикам также не нужно.
А что с отсрочкой для бизнеса?
- Что касается малого и среднего бизнеса, пострадавшего из-за введения ЧП, то заявки на отсрочку до 3 месяцев мы начали принимать в интернет-банке для юрлиц с 26 марта.
Отсрочка может быть предоставлена субъектам МСБ, в том числе ИП, которые работают в отраслях экономики, пострадавших в связи с чрезвычайным положением. Также получить отсрочку можно, если финансовое состояние компании ухудшилось в период действия режима чрезвычайного положения: при подтверждении снижения объема реализованных товаров и/или услуг, задержки, приостановлении, переносе сроков (отсрочки) оплаты от покупателей, сокращения штатной численности работников или по другим объективным причинам. Банк в индивидуальном порядке рассматривает каждую заявку на отсрочку или отмену штрафов и пени.
Наша задача - временно поддержать людей в сложный период. Подчеркну, что о прощении долга для физлиц или юрлиц речи не идёт.
С удаленными каналами обслуживания клиентов дела обстоят хорошо. А как работают сотрудники Альфы в период ЧП? Банк — огромная и нередко бюрократичная организация. Перевести всех на удаленку кажется невозможной задачей…
- Мы в первую очередь отпустили в оплачиваемые отпуска сотрудников, попадающих в группу риска: пожилые люди, беременные женщины и те, кто имеет респираторные заболевания. При этом эти категории работников могут взять до 5 рабочих дней оплачиваемого отпуска без оформления больничного. Здоровье и безопасность работников в Альфе — приоритет номер один.
Те сотрудники, чья работа была связана, например, с продажами, вышли в оплачиваемый отпуск.
С момента объявления чрезвычайного положения мы в течение четырех дней перевели 90% головного офиса и ключевых сотрудников филиалов на удаленный доступ. Поэтому банк готов работать в условиях полного карантина. Предоставлять банковские услуги мы будем в обычном режиме.
Об AQR, рейтингах и надежности банков
Не успела завершиться проверка банковских активов AQR, как их пришлось испытать на прочность. Расскажите о результатах проверки вашего банка.
- Мы уверенно прошли проверку. Наш размер капитала существенно превышает требования регулятора. Альфа-Банк всегда считался одним из самых надежных банков в Казахстане и не раз доказывал это на деле во время бушевавших кризисов.
У нас есть запас ликвидности, и мы готовы работать практически в любой экономической ситуации.
Рейтинговые агентства в связи с кризисом начали пересматривать оценки многих банков практически по всем регионам, включая СНГ. Какие оценки у Альфа-Банка?
- Мы хеджируем капитал от валютных рисков. Каждый год мы несем определенные расходы по этому поводу, но в период кризиса такая «страховка» капитала даст нам существенную поддержку.
По рейтингам мы остаемся стабильны: в начале марта агентство Fitch Ratings в четвертый раз подряд подтвердило нашу оценку на уровне «BB-» — это очень высокий показатель. При этом в конце 2019 года агентство Standard&Poors изменило наш прогноз со «Стабильного» на «Позитивный» с подтверждением оценки «BB-/B».
Как вы оцениваете надежность казахстанских банков сегодня?
- Надежность, конечно, снизилась. Я бы не говорил о каком-то банкротстве или неплатежеспособности, но очевидно, что в такой ситуации показатели устойчивости банков снижаются. Поэтому те банки, у которых запас прочности маленький, скорее всего, опять будут полагаться на государственную поддержку.
Источник forbes.kz