Директор Института евразийской интеграции о влиянии пандемии на участников межгосударственных объединений.

Ерлан Саиров: У казахстанцев должна повыситься социальная ответственность

Предполагается, что участие стран в мировой интеграции должно обеспечивать им экономический рост, улучшать инвестиционный климат, способствовать разрешению различного рода споров, а также укреплять дружбу народов. Вместе с тем текущие мировые события продолжают вносить коррективы во взаимодействие участников интеграционных процессов. Что поменялось в сотрудничестве с другими государствами под влиянием пандемии? Какие выводы должен сделать Казахстан? Почему нашей стране необходимо обратить внимание на перекрестные альтернативные объединения? Об этом и многом другом в интервью рассказал директор Института евразийской интеграции Ерлан Саиров.

 Ерлан Бияхметович, поясните, пожалуйста, насколько перспективны сегодня для Казахстана экономические интеграционные союзы? Какие шаги надо сделать, чтобы получить наибольшую выгоду от этих взаимоотношений?

- Стоит отметить, что на сегодняшний день Казахстан состоит в более чем 40 различных международных организациях. С экономической точки зрения, для нашей страны важными, конечно, являются ЕАЭС и ШОС.

Вообще, каждое из государств, когда входит в какое-либо интеграционное объединение, всегда рассматривает, насколько этот союз может решить и положительно затронуть его собственные интересы.

Ни для кого не секрет, что при вхождении в ЕАЭС Казахстан ожидал большой экономической выгоды. Однако в условиях пандемии весь потенциал этого объединения не способен раскрыться в полной мере. Кроме того, не стоит забывать, что один из главных инициаторов этого союза – Российская Федерация – в настоящее время находится под «глубокими» санкциями западных стран. Очевидно, что эти ограничения в первую очередь не дают развернуться и самой России. Таким образом, у нашего крупного стратегического соседа возникает множество социально-экономических проблем, создаются барьеры в торговле и перемещении товаров и услуг. Что, безусловно, сказывается и на Казахстане.

Между тем любое экономическое объединение должно предполагать под собой взаимовыгодную торговлю. Что мы наблюдаем сейчас? Отрицательное сальдо в торговых взаимоотношениях с Россией. Например, в прошлом году объем взаимной торговли составил $19,6 млрд, импорт Казахстана в разы больше, чем экспорт в РФ. По Беларуси та же самая картина.

Понятно, что условия, при которых мы покупаем больше, чем продаем, невыгодны для нас, и всю эту ситуацию надо как-то менять.

Сейчас Казахстан экспортирует в основном минеральные ресурсы и нефть, а за валютную выручку от них дополнительно закупает товары и услуги у стран-участниц. Хотя данные поступления мы могли бы направлять на внутреннее производство и наращивание потенциала в таких сферах, как сельское хозяйство, легкая промышленность и др. Пока этого сделать не получается.

Поэтому в рамках ЕАЭС следует наращивать приграничную торговлю между двумя странами. У Казахстана очень большой потенциал в поставке сельхозпродукции, но даже в этом направлении различные ограничения на уровне регионов не дают в полную силу использовать весь торговый потенциал.

В то же время нельзя сказать, что все так плохо, потому что некоторые казахстанские товаропроизводители имеют возможность поставлять продукцию в различные регионы. Также предприятия малого машиностроения строят объекты на территории стран-участниц, в частности в Татарстане.

А что касается Шанхайской организации сотрудничества?

- ШОС является альтернативным проектом глобализации, в нее входят такие крупные страны, как Китай, Индия, Пакистан, Иран, Россия. В этой связи главным приоритетом для Казахстана должно стать получение эффекта от геополитического положения. Как известно, через территорию нашего государства пролегал Великий Шелковый путь, который в свое время был локомотивом развития торгово-экономических отношений между Востоком и Западом. Сегодня нам нужно точно так же в полной мере использовать транспортно-логистический потенциал. При этом создавать такие условия, чтобы одновременно через воздушное пространство, железную дорогу и автомагистрали проходили различные маршруты из Китая в Европу, из Европы в Китай. Конечно, определенные шаги в этом направлении уже делаются.

Тем не менее следует помнить, что логистическая сфера является одним из важных оплотов создания развитой экономики, так как через транспортную магистраль можно расширить деятельность малого и среднего бизнеса и улучшить туристическую инфраструктуру. Также она способствует продвижению придорожного бизнеса, являющегося доходом для многих граждан. Это первый важный элемент.

Второй элемент, который я хотел бы выделить – это создание различных торговых точек. То есть надо предоставить возможность торговаться через нашу территорию не только китайским товарам, но и товарам тех же южно-восточных государств. Для этого необходимо развивать благоприятную среду, в том числе и в таможенной сфере.

По предварительным подсчетам, совокупный объем ВВП стран-членов ШОС за прошедший год составил 22,5% от общего мирового показателя, что в денежном выражении составляет $18,5 трлн. Ожидается, что к 2030 году этот показатель вырастет до 35-40% мирового ВВП. При этом суммарный внешнеторговый оборот государств – членов ШОС с зарубежными странами на данный момент уже превысил $6,3 трлн.

Рынок ШОС с населением свыше 3 млрд человек должен придать мощный импульс для развития всех участников организации.

Есть ли у Казахстана возможности участвовать в других альтернативных союзах?

- Здесь я бы хотел обратить внимание на перекрестные интеграционные объединения. На мой взгляд, значимым и перспективным мог бы стать интеграционный союз стран Средней Азии. Мы знаем, что у тюркских народов сложились древние традиции во взаимной торговле, поэтому такую историческую память было бы не лишним оживить. Отмечу, что на сегодняшний день более 150 млн человек в мире имеют тюркские корни.

В этот сложный период для нас важно использовать различные механизмы достижения суверенных экономических целей.

Что поменялось в сотрудничестве с другими странами с момента распространения коронавируса? Какие выводы сделал для себя Казахстан?

- С момента распространения коронавируса каждое государство делает для себя выводы и в соответствии с ними пытается строить и отстаивать собственную позицию для того, чтобы укрепиться в международном пространстве.

Мы знаем, что от пандемии мировой экономике нанесен ущерб более чем на $10 трлн. В этой связи самым актуальным вопросом для всех стран является защита интересов собственных производителей и граждан. Это мы наблюдаем еще исходя и из тех торговых войн, которые сейчас разворачиваются между крупными политическими державами – США и КНР. Замечу, что такой агрессивной борьбы за экономические интересы в мире не было, наверное, последние 100 лет. (В то время как первая и вторая мировые войны были следствием ожесточенной борьбы за обладание дополнительными людскими и финансовыми ресурсами).

Таким образом, мы наблюдаем, как появляются крупные экономические игроки, и арена развития мировой экономики постепенно, но верно смещается на восток. Теория «золотого миллиарда» претерпевает кардинальные изменения. Некоторые восточные страны становятся лидерами экономической модернизации, основанной на совершенно новых технологиях и ноу-хау.

Что касается Казахстана, то в недавнем Послании президента РК Касым-Жомарта Токаева народу были обозначены основные аспекты роста экономики, в том числе развитие собственного производства, поддержка МСБ, подъем агропромышленного комплекса и т.д. Если заметите, практически во всех пунктах речь идет об опоре на собственные силы. Таким образом, происходит осознание, что свои проблемы (будь то экономические или социальные) мы должны решать самостоятельно внутри страны, несмотря на то, состоим мы в каких-то интеграционных объединениях или нет. Поэтому Казахстану сегодня как никогда нужно защищать и поддерживать отечественных производителей.

Тем не менее проблема диверсификации отраслей для нашей страны остается актуальной…

- Да, и чтобы диверсифицировать отрасли, Казахстану необходимо переходить на экономику будущего и реализовывать конкретные целевые проекты. То есть мы не должны заниматься только тушением пожара или решением сегодняшних проблем. Нам надо направлять свои взоры на перспективу и воплощать в стране инновационные решения – проекты будущего, причем делать это с помощью частного сектора.

За годы независимости, в пылу «нефтяного дождя» государство перестало обращать внимание на развитие НИОКР и важные направления научно-технического прогресса.

Этот момент должен быть объектом пристального внимания государства.

Также сегодня в Казахстане увеличивается разрыв между классом людей, получающих качественное образование (приобщающихся к мировой культуре), и основной массой населения. Такой фактор связан с недостатком национальной системы образования и слабоэффективной социальной политикой. В результате можно наблюдать анклавную модернизацию, которая ведет к углублению фрагментированности общества, появлению социальных и этнических линий напряженности.

Поэтому, я считаю, что серьезные инвестиционные и организационные усилия должны прилагаться для повышения и развития такого важного экономического показателя, как индекс человеческого капитала. Конечно, если мы хотим выйти на качественно новый социальный уровень.

На самом деле пандемия явно указала нам, что диверсификация экономики и человеческий капитал являются главными аспектами развития любого государства.

Только двигаясь в этих направлениях, мы сможем изменить облик страны и уже в рамках интеграционных процессов предлагать нашим внешним агентам не сырьевые ресурсы, а готовую продукцию.

Автор  Меруерт Сарсенова

Источник kapital.kz