Заключительная часть эксклюзивного интервью первого вице-премьера Алихана Смаилова.
В 2020 году правительству пришлось принимать экстренные меры не только на борьбу непосредственно с пандемией, но и запускать очередную антикризисную программу по спасению экономики. Напомним, общая сумма выделенных на борьбу с COVID-19, меры поддержки бизнеса, компенсацию потерь бюджета составила 5,9 трлн тенге. Об эффективности этих вложений Forbes.kz продолжает разговор с первым заместителем премьер-министра Алиханом Смаиловым.
Доходы для миллиона казахстанцев
Алихан Асханович, известно, что 1 трлн тенге выделено на программу «Дорожная карта занятости» (ДКЗ). Из отчетов видно, что большая часть рабочих мест в рамках ДКЗ будет временной. Возможно, за цифрами мы просто не видим, или неправильно оцениваем далеко идущую перспективу?
- В рамках принятия антикризисных мер по недопущению массовой безработицы правительством принята Дорожная карта занятости, общий объем расходов на ее реализацию составляет 1 трлн тенге. 700 млрд выделяется за счет облигационного займа (внебюджетные средства) и 300 млрд тенге из республиканского бюджета.
Это антикризисная программа, основной целью которой является обеспечение занятости и недопущение роста уровня безработицы, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение доходов, а также создание условий для развития инфраструктуры населенных пунктов.
Механизм создания временных и массовых рабочих мест - проверенный временем «экономический рецепт». Это мировой опыт, такого рода антикризисные программы принимали разные страны. Наиболее известные - это «Новый курс» в США годы Великой депрессии – 30-ые годы, поствоенная разруха в Германии - 20-30-ые, и эти меры не только позволяли сохранить навыки и компетенцию рабочей силы, но и становились фундаментом для посткризисного развития страны.
Наша Дорожная карта занятости обеспечивает занятость порядка 250 тысяч человек. Ее целью является, в первую очередь, сохранение уровня занятости населения, недопущение потери профессиональных навыков и квалификации работников, резкого роста безработицы и уровня бедности в связи с потерей доходов.
Создание государством рабочих мест не только обеспечивает занятость безработных граждан, но и способствует увеличению платёжеспособного спроса. Только в виде прямой заработной платы на руки участники Дорожной карты занятости получат 130 млрд тенге, а всего, с учетом социальных отчислений на развитие человеческого капитала будет израсходовано порядка 200 млрд тенге. С учетом коэффициента семейственности 250 тысяч рабочих мест - это обеспечение доходом около 1 млн человек.
Кроме того, с учетом требований ДКЗ по обеспечению поддержки местного бизнеса, порядка 700 млрд тенге поступят отечественным производителям в виде заказов на товары и услуги.
Задействованные в реализации инфраструктурных проектов предприятия и организации в свою очередь также сохранят порядка 114 тысяч рабочих мест и обеспечат зарплатой своих работников. Это коснется более 19 тыс. субъектов МСБ по стране.
В рамках ДКЗ пройдет модернизация и обновление инфраструктуры населённых пунктов, будет построено 120 новых социальных объектов. Это, в свою очередь, позволит решить проблемы трехсменных школ, обеспечения доступности образования для сельских детей, доступности медицинских услуг.
Строительство и модернизация 383 объектов жилищно-коммунального хозяйства улучшит техническое состояние энергоснабжающих предприятий, обеспечит надежность и качество предоставляемых услуг по тепло, водо-, газоснабжению, снизит износ сетей, а также повысит эффективность работы предприятий по предоставлению коммунальных услуг и снижению тарифов для населения. Также будет построено 13 модульных инфекционных больниц на 2,7 тыс. коек с созданием 5 тыс. постоянных рабочих мест для медицинского персонала.
В целом, Дорожная карта занятости заложит основу для создания в смежных отраслях более 100 тыс. постоянных рабочих мест. А построенные объекты станут социальным активом в будущем.
Можно посчитать экономический эффект от этих вложений?
- Степень эффективности вложенных бюджетных средств в реализацию Дорожной карты занятости различна. Но надо учитывать не только расчет «на 1 тенге», а смотреть комплексно.
Например, в селе Карасу Костанайской области ведется строительство средней школы с государственным языком обучения на 320 мест. В этом районе нет средней школы для детей с государственным языком обучения. Дети получат качественное образование. Решится проблема с подвозом детей, мы предотвратим отток местного населения из-за отсутствия объектов образования.
Другой пример - реконструкция автодороги в городе Актау. Этот проект повысит безопасность дорожного движения, уменьшит дорожно-транспортные происшествия, сохранит в будущем человеческие жизни. А это неоценимо.
В Актюбинской области - 7 сел с общей численностью населения 3,5 тыс. человек будут обеспечены чистой питьевой водой. Это и улучшение здоровья населения, и повышение уровня жизни, доступность к общественным благам. Это трудно оценить в денежном выражении.
Это лишь несколько примеров. Но в целом, эффективная реализация принимаемых мер позволит не только обеспечить временную занятость рабочей силы, но и стать фундаментом для посткризисного развития страны.
Но после завершения программы эти 250 тысяч человек, занятые на временных работах, вновь вернутся на биржу труда?
- Нет. Во-первых, мы создаем возможность, чтобы эти люди сейчас, в этот сложный период не оставались без работы. Параллельно, с ними ведется работа в рамках программы «Енбек» (по переподготовке кадров), у нас есть программа по привлечению инвестиций: порядка 2 тысяч инвестиционных проектов на сумму более 40 трлн тенге будет реализовано в ближайшие 5 лет. И по мере их реализации, конечно, создаются новые рабочие места. Эти люди будут трудоустраиваться. В целом, в рамках всех наших госпрограмм мерами занятости охватывается 1,2 млн человек.
Нужно понимать: государство отвечает за инфраструктуру, соответственно, государство должно ее развивать - строить дороги, больницы, школы и так далее. Сегодня мы увеличиваем расходы на ее строительство. Это называется контрцикличная бюджетная политика: в кризисные годы нужно увеличить бюджетные расходы, чтобы поддержать с одной стороны занятость, с другой - поддержать экономику. Это делали и делают все страны мира. И это дает результат.
На каждый тенге несколько тенге эффекта
Если говорить о программе «Экономика простых вещей», это тоже 1 трлн тенге. Насколько долгосрочен будет эффект от ее реализации?
- Программа «Экономика простых вещей» - это доступное кредитование субъектов частного предпринимательства в рамках обеспечения долгосрочной тенговой ликвидностью приоритетных для страны проектов. Она призвана улучшить инвестиционную активность в стране, поддержать частное предпринимательство через относительно низкую ставку кредитования.
1 трлн тенге внебюджетных средств направляется на кредитование проектов по таким направлениям: 300 млрд тенге - переработка в агропромышленном комплексе, 300 млрд тенге - производство в агропромышленном комплексе, 400 млрд тенге - обрабатывающая промышленность и услуги. Ставка кредитования банком – 15%, ставка субсидирования – 9%, ставка для конечного предпринимателя – 6%. То есть, значительную часть нагрузки по процентам мы переносим с предпринимателей на государство.
В результате будет расширено производство в обрабатывающей промышленности и АПК, за счет чего мы получаем и новые рабочие места, и насыщение внутреннего рынка товарами и услугами отечественных производителей. Мы хотим, с одной стороны, поддержать инвестиционную активность, поддержать наших предпринимателей, с другой - поддержать население через стабильность цен и обеспечение внутреннего рынка товарами и услугами отечественного производителя, снижение доли импорта и соответственно большей стабильности обменного курса тенге.
Вы можете назвать конкретные расчеты по возврату этих средств? Государство вкладывает 1 трлн. Каков эффект от этого в денежном выражении?
- Очевидно, что от кредитов мы получим на каждый тенге несколько тенге эффекта. Кроме того, не забывайте, кредиты - это возвратные средства, они вновь будут возвращаться в экономику через новые кредиты.
Когда мы говорим об отдаче вложений, надо понимать: здесь каждый тенге дан в кредит, и кредит этот будет возвращен с процентами. Государство получит новые рабочие места, новые предприятия, налоги, рост доходов населения.
Так, в рамках реализации программы «Экономика простых вещей» будет увеличен выпуск продукции экономики простых вещей на 20% к 2022 году от уровня 2018 года и соответственно снижена доля импорта по товарам экономики простых вещей на 20% к 2022 году от уровня 2018 года.
Подсчет потерь
На заседании правительства представители НПП говорили о недостаточных темпах освоения средств, выделенных на «Экономику простых вещей». От АФК были предложения расширить список участников программы крупным бизнесом. Какие решения приняты правительством?
- Мы приняли совместно с Национальным банком, НПП «Атамекен» ряд конкретных изменений и дополнений в эту программу с тем, чтобы ее активизировать. Это - сокращение количества предоставляемых документов; включение в программу уборочных работ, гарантий АО «ФФПСХ» до 85% для проектов в сфере производства АПК.
Также сокращены сроки по рассмотрению и выдаче гарантий АО «ФРП «Даму» с 25 до 15 дней. В перечень товаров для кредитования приоритетных проектов включены производство фильтрующего и очистительного оборудования, электродной продукции, нетканых изделий, металлических бочек и аналогичных емкостей, известняковой и доломитовой муки», обогащение каменного угля. Изменен максимальный лимит приобретения облигаций на каждый БВУ с 70 млрд тенге до 104 млрд тенге, а также установлен лимит на АКК - 170 млрд тенге.
Отдельные виды крупного бизнеса также добавлены. Но хочу подчеркнуть, что это направление будет реализовано за счет собственных и привлеченных средств Банка развития Казахстана.
Сегодня у правительства вообще есть понимание, насколько у нас просел сектор МСБ? Ряд предприятий сегодня остановился практически полностью - туризм, индустрия развлечений, детское дополнительное образование, и так далее. Есть ли у вас анализ, сколько потеряла экономика, и будут ли приниматься меры непосредственно для этих секторов?
- Понимание есть. По итогам 8 месяцев 2020 года мы потеряли 3% ВВП в реальном выражении. Это в первую очередь, потери за счет сферы услуг, и это, в первую очередь, МСБ.
Правительством принимаются меры поддержки предпринимательства. Расширено льготное кредитование, унифицированы и удешевлены конечные ставки, увеличены сроки и размеры кредитов. В программе «Дорожная карта бизнеса 2025» сняты отраслевые ограничения. Это позволяет малому и среднему бизнесу вне зависимости от рода деятельности стать участником программы и получить льготное финансирование. По программе «Экономика простых вещей» значительно расширен перечень видов деятельности.
Также Национальный банк запустил программу льготного кредитования оборотного капитала для МСБ и индивидуальных предпринимателей, без отраслевых ограничений. Кредиты выдаются на 1 год под 8% на пополнение оборотных средств. На эту программу выделено 600 млрд тенге. Правительство далее планирует снизить конечную ставку для заемщиков до 6% через субсидирование по ДКБ-2025. В целом для увеличения кредитования сняты многие ограничения, упрощены механизмы и увеличены суммы.
Кроме того, приняты меры налогового стимулирования бизнеса. Для всех субъектов МСБ была введена отсрочка на уплату всех налогов и социальных платежей. В наиболее уязвимых секторах экономики до конца года обнулена ставка налога на имущество. Для производителей сельхозпродукции по землям сельскохозяйственного назначения до конца года ставка земельного налога снижена до нуля, предоставлена возможность уплаты НДС методом зачета для импорта крупного рогатого скота и племенных цыплят, что означает фактическое освобождение.
Снижена ставка НДС с 12% до 8% для социально значимых продовольственных товаров до 1 октября 2020 года. В 29 наиболее пострадавших секторах экономики до 1 октября 2020 года установлены нулевые ставки по налогам и социальным платежам с фонда оплаты труда для МСБ.
Вы видите, какие меры поддержки мы принимаем, чтобы поддержать малый и средний бизнес. У нас задача стоит по доведению этого сектора до 35% к ВВП к 2025 году.
Какими могут быть потери в экономике до конца года?
- До конца года, наверное, около 2% ВВП. Сейчас мы уточняем, по итогам 9 месяцев мы озвучим.
Известно, что по итогам 8 месяцев республиканский бюджет недополучил 610 млрд тенге. По вашим прогнозам, сколько составят потери до конца года? Потребуются ли дополнительные вложения из Нацфонда, других источников, в первую очередь, на выполнение социальных обязательств?
- Действительно, республиканский бюджет (без учета трансфертов) недополучил 610 млрд тенге, план по доходам по итогам 8 месяцев исполнен на 85% (план - 4 трлн тенге, факт - 3,4 трлн тенге).
На неисполнение повлиял ряд факторов:
- падение цен по основным экспортным позициям в среднем на 14% (на сырую нефть - 35%, цинк – 18%, алюминий – 10%, феррохром – 7%, медь - 6% и свинец – 9%);
- снижение сумм заявленных платежей по 854 крупным налогоплательщикам по сравнению с 8 месяцами прошлого года на 229 млрд тенге (на 43%);
- рост возврата НДС на 63%, или 202 млрд тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (за 8 мес. 2019 года – 318 млрд тенге, 8 мес. 2020 года – 520 млрд тенге);
- уменьшение оборотов по реализации по данным ИС «Электронные счета-фактуры» на 12%.
Основное уменьшение приходится на сферу горнодобывающей промышленности, где обороты снизились на 33%, или на 3,9 трлн тенге по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (обороты по реализации за 8 мес. 2019 года – 11,7 трлн тенге, 8 мес. 2020 года – 7,8 трлн тенге).
Также в числе факторов - снижение деловой активности; снижение товарооборота РК с третьими странами по сравнению с 7 месяцами 2019 на 10,5% (экспорт – 13%, импорт – 6%), со странами ЕАЭС по сравнению с 1 полугодием 2019 года – на 11% (экспорт – 20%, импорт – 7%).
На фоне неопределенности внешних факторов и волатильности цены на нефть, по нашей оценке, имеется риск неисполнения по доходам. Поэтому, учитывая негативный прогноз, правительством при уточнении бюджета будут приняты меры по обеспечению сбалансированности бюджета. При этом социальные обязательства государства будут исполнены в полном объеме. Привлечение дополнительных трансфертов из Национального фонда не планируется.
Планы на бюджет
Сейчас правительство активно ведет работу по формированию бюджета на 2021-2023 годы. Насколько «проседает» бюджет следующего года? Будет ли увеличиваться размер трансферта из Национального фонда? За счет чего планируется перекрывать ожидаемые потери?
- При формировании Прогноза социально-экономического развития страны на 2021-2025 годы пересмотрены макроэкономические показатели, в том числе в 2021 году: реальный рост ВВП снижен с 4,3% до 2,8%; цена на нефть снижена с $55 до $35 за баррель; среднегодовой курс тенге к доллару увеличен с 380 тенге до 420 тенге; уровень инфляции сохранен на уровне 4,0-6,0%.
На основании макроэкономических показателей пересмотрены параметры республиканского бюджета на 2021-2023 годы. Поступления на 2021 год составят 11,4 трлн тенге со снижением к плану текущего года на 386 млрд тенге за счет уменьшения суммы трансфертов из Нацфонда на 1,1 трлн тенге; роста налоговых поступлений за счет улучшения налогового администрирования и других поступлений на более 600 млрд тенге.
Доля ненефтяных поступлений растет с 57% в текущем году до 74% в 2023 году (в 2021 году – 62%, в 2022 году – 74%). Расходы в 2021 году планируются в объеме 14 трлн тенге со снижением на 222 млрд тенге к плану текущего года.
Несмотря на снижение бюджетных возможностей, республиканский бюджет сбалансирован. Все социальные обязательства, включая пенсии и пособия, обеспечение медицинской помощью, образованием и выплату заработной платы, будут выполнены в полном объеме. В целом расходы на социальную сферу увеличены на 454 млрд тенге.
Также, в рамках проекта бюджета продолжится реализация государственных программ «Нұрлы Жол», «Нұрлы Жер», развития агропромышленного комплекса, ГПИИР, ДКБ-2025.
Дефицит бюджета на 2021 год планируется на уровне 2,6 трлн тенге или 3,4% к ВВП.
Помощь людям
Пандемия, введение режима ЧП заставили иначе оценить работу наших внебюджетных фондов, в первую очередь, ГФСС. Средства этого фонда активно использовались для выплаты «42500», для выплат компенсаций заболевшим медработникам. И уже звучали мнения, что средства ГФСС почти исчерпаны, больше возможностей нет. Это так?
- Нет, это не так. Обязательное социальное страхование было введено в 2005 году, и стало дополнительной формой социальной защиты работающего населения. Из средств фонда продолжается осуществление выплат при потере кормильца, потере работы; декретные выплаты. Вне зависимости от текущего состояния экономики, накопленные активы ГФСС позволяют в полном объеме выполнять все обязательства по текущим социальным выплатам. В среднем, социальные выплаты по 5 видам социального риска получают более 800 тыс. человек, на сумму свыше 190 млрд тенге.
В период пандемии за счет средств ГФСС были произведены дополнительные виды выплат на общую сумму 479 млрд тенге. Это социальные выплаты 4,6 млн казахстанцев, потерявшим доход в связи с введенными ограничениями деятельности в период чрезвычайного положения, и социальные выплаты 2,4 млн человек, потерявших доход в июле-августе в связи с введенными строгими ограничительными карантинными мероприятиями. Также, с июля 2020 года и по сегодняшний день продолжаются выплаты медработникам, заразившимся COVID-19 при оказании ими медицинской помощи населению в период ограничительный мероприятий, а также их семьям в случае их смерти, размер этих выплат составляет 2 млн и 10 млн тенге соответственно. К середине сентября выплаты произведены более 1,6 тыс. медработникам или их семьям на общую сумму порядка 3,5 млрд тенге.
При этом на 1 сентября 2020 года активы ГФСС составляют порядка 1,15 трлн тенге. Устойчивость фонда сохраняется. Ситуация 2020 года показала, что решение о создании фонда, которая обеспечивает выполнение ряда обязательств по социальной защите казахстанцев, было хорошо продуманным, взвешенным и дальновидным.
Если осенью, на очередной волне коронавируса, государству вновь придется идти на жесткие меры, останавливать работу предприятий - хватит ли в этом Фонде денег, чтобы продолжать выплаты хотя бы в размере 42500? У государства вообще хватит средств?
- Правительство делает все возможное, чтобы в случае наступления второй волны последствия были минимальными для нашего населения. Готовится коечный фонд, закупаются лекарства, медицинское оборудование. Из бюджета, из резерва правительства выделяются средства на здравоохранение, на поддержку бизнеса.
У государства средств хватит. У нас есть бюджет, есть Национальный фонд. Не переживайте. Мы делаем все, чтобы минимизировать риски и не допустить серьезных негативных последствий от очередной волны.
Источник forbes.kz