Известный казахстанский предприниматель - о бизнесе в условиях пандемии, проблеме отцов и детей, а также благотворительности.
Берик Каниев (№ 46 в списке «50 богатейших бизнесменов Казахстана»), соучредитель и председатель совета директоров Lancaster Group в интервью главному редактору Forbes.kz Анастасии Новиковой рассказал о том, почему несмотря на коронакризис число миллиардеров в Казахстане и мире увеличилось, когда легче вести бизнес - в 90-е годы или сегодня и надеется ли он, что следующее поколение продолжит дело своих отцов.
Первый вопрос Анастасии Новиковой был о парадоксе: несмотря на пандемию коронавируса количество миллиардеров по всему миру, согласно недавнему рейтингу Forbes, увеличилось сразу на 500 человек.
Берик Каниев ответил, что, конечно, трудности испытали все бизнесы без исключения. На некоторые сектора экономики, такие как авиаперевозки, HoReCa и ретейл, он оказал негативное влияние. А вот ряд других направлений - IT-индустрия, фармацевтика, финтех и подобные - существенно приросли, и за счет именно этих секторов число богатых людей и увеличилось.
- Нельзя также забывать, что государства многих стран мира поддержали свои предприятия, свои экономики через различные монетарные инструменты, стимулы. Большим эмитентом денег стали ФРС США, центральные банки. Конечно же, произошла и определенная трансформация. Технологические компании за один год трансформировались быстрее, чем в привычное время. В традиционном формате у таких компаний на это могло уйти 5-10 лет. И именно за счет этих бизнесов в первую очередь богатых людей стало больше, - объяснил бизнесмен.
Он добавил, что это прекрасно видно и на примере Казахстана, где в прошлом, 2020 году, также были отмечены ряд успешных кейсов и появились новые яркие представители бизнеса. Например, «выстрелили» две компании банковского сектора экономики - Kaspi и Freedom Finance.
- Это говорит о том, что IT-компании и финтех-компании, которые занимаются цифровыми технологиями, добились больших результатов. Помимо этого, мы как страна, которая производит и добывает много минеральных ресурсов, тоже в целом неплохо продвинулись, потому что рынки восстанавливаются. Те ресурсы, которые мы сегодня добываем - медь, никель или кобальт - являются сырьем для таких технологических компаний, как Tesla, например. Плюс, в ближайшее время наши компании планируют поставлять на рынки олово - ценный продукт в ряде IT-индустрий. Таким образом, мы укрепились и на рынке минералов, и на рынке финтеха. Мы производим много сырья, и мир от него никуда не уйдет. Но, с другой стороны, за последние 15-20 лет мы видели, как мир уже 2-3 раза трансформировался. Тренды будут направлены именно в технологии, в цифровизацию, в те ниши, в которых сегодня остро нуждается и наш мир, и экономика, и люди, - добавил спикер.
Предприниматель рассказал о том, как для Lancaster Group, и в особенности для нефтесервисного направления, занимающего немалую долю в структуре группы компаний, сложился 2020 год. Для всего рынка нефтепродуктов прошедший год был не самым прибыльным. Более того, весной 2020-го цена на нефть доходила до отрицательных значений. В этих условиях нефтяные компании в первую очередь стараются урезать расходы на нефтесервис. Однако налаженная организационная работа позволила выйти из этого кризиса с минимальным ущербом. Что касается всей структуры Lancaster Group, то главным преимуществом холдинга является то, что внимание сосредоточено не только на нефтесервисе, но и на других направлениях.
- Мы занимаемся и фармацевтикой, и логистикой, и майнингом, и добычей золота. У нас есть инвестиционное подразделение, которое работает с разными компаниями, связанными с биотехом, и т.д. То есть в этом плане мы достаточно диверсифицированы, что помогло нам как в 2008-м году, так и в 2020-м выйти из непростой ситуации. По нефтесервису мы создали неплохую подушку безопасности, а в остальных сферах, таких как фармацевтика или майнинг-индустрия, мы ушли в рост и смогли показать неплохие результаты, - рассказал председатель совета директоров Lancaster Group.
Собеседники также затронули и вопрос того, когда было легче вести бизнес - сегодня или в 90-е годы, когда в стране шло накопление первоначального капитала.
Как отметил Берик Каниев, на первый взгляд кажется, что в 90-е годы бизнес было вести легче: рынки были открыты, практически все ниши были не заняты, все были в равных условиях, и предприимчивому человеку с лидерскими качествами было немного проще начинать свой бизнес с нуля. Однако нужно не забывать, что в то же время приходилось сталкиваться и с неопытностью самих бизнесменов (многие в итоге прогорели), да и тем же рэкетом.
- Сейчас для развития бизнеса нужны другие компетенции, другие знания, в том числе и другие лидерские способности. Сам рынок сегодня стал более нишевый, более утонченный, более технологично продвинутый. Это совсем разные ситуации... Я думаю, что сегодня бизнес в этом плане сузился, при этом сами компании, корпорации стали глобальными, появились онлайн-рынки, новые направления. Но в то же время, если ты имеешь чемпионскую идею, то и заработать ты сможешь гораздо больше, нежели тогда. В те времена пятьсот тысяч или миллион - это были какие-то несусветные, сумасшедшие деньги. Сегодня мы видим большое количество миллиардеров - инфляция денег за это время произошла достаточно серьезная. Однако я уверен, что если у тебя есть хорошие идеи и ты сфокусированно продвигаешься в этом плане, то создать и развить свой бизнес можно и сегодня, - отметил предприниматель.
Не осталась без внимания и тема того, насколько интересно подрастающим в семьях бизнесменов детям продолжать дело своих родителей. Как смотрит сам бизнесмен, его соратники и крупные предприниматели в целом на то, как будут их потомки управлять и развивать построенный ими бизнес?
- Конечно, мы задумываемся над этим. Но сейчас молодежь совсем другая, нежели мы были в свое время. У них другие возможности, другое образование, они живут совсем в другом мире. В конце концов есть интернет, с помощью которого можно реализовать многие свои идеи. Молодежь выбирает то, что им по душе. И это большое счастье, когда человек увлечен тем, с помощью чего он зарабатывает деньги. Я буду очень рад, если кто-то из моих детей продолжит заниматься тем же направлением, чем и мы занимались все эти годы. И мы уже давно все выстраиваем так, чтобы структурно, организационно все это передать им. При этом мы создаем им фундамент, чтобы они реализовывали свои идеи. Я не буду осуждать, если кто-то из моих детей станет большим блогером или рэпером. Главное, что это будет им по душе. Мы же будем их поддерживать во всем и в то же время заниматься благотворительностью и тратить деньги на то, чтобы быть полезным обществу, - сказал Берик Каниев.
Гость выпуска также рассказал о том, почему он уделяет большое внимание социальным и благотворительным проектам. По его словам, в жизни любого человека, когда он достигает чего-то в жизни (не обязательно в материальном выражении), настает момент, когда он понимает, что может быть полезным не только своей семье или своему делу, но и обществу. И каждый выбирает направление, куда старается приложить свои силы и знания. Берик Каниев выбрал для себя три сферы: образование, спорт и сохранение окружающей среды.
- Мы будем конкурентоспособной страной только тогда, когда наши дети смогут стать образованными, получат шанс на хорошие знания. Это фундаментальная вещь. У нас есть талантливая молодежь. Я рад, когда у нас появляются победители олимпиад или конкурсов. Будущее у Казахстана заключается именно в образованных молодых людях. Все-таки мы не можем всю жизнь быть сырьевой страной. Это хорошо, что у нас есть возможность добывать природные ресурсы, но, например, через 10-15 лет будет непонятно, какая сложится конъюнктура на рынке нефти, какой будет структура экономики? Если посмотреть на список крупнейших налогоплательщиков страны за последние 20 лет, то можно увидеть, что он на 80% состоит из добывающих компаний. И когда весь мир трансформируется, мы не можем находиться в том же состоянии, что и сегодня, потому что завтра недра будут исчерпаны. Если не заниматься образованием сегодня, мы не сможем догнать мир и идти в ногу со временем, - подчеркнул бизнесмен.
Автор Дамир Серикпаев
Источник forbes.kz