Три слагаемых успешной диджитализации бизнеса , сообщает inbusiness.kz.
"Отбасы банк" входит в четверку крупнейших банков Казахстана и занимает 1-е место по объему ипотечного кредитования. Цифровая трансформация – одно из важнейших слагаемых такого успеха. Новейшие digital-инструменты вместе с опорой на лучшие мировые практики и международную экспертизу помогают принимать стратегические решения быстрее и эффективнее. В 2022 году представители "Отбасы банка" приняли участие в работе Informatica World – ключевой международной площадки в сфере цифровой трансформации. Сегодня я хотел бы поделиться секретами успешной цифровой трансформации.
1. Определите бизнес-задачи компании и отталкивайтесь от них
Цифровая трансформация включает в себя много чисто технических задач. Однако все они неразрывно связаны с задачами бизнеса и напрямую зависят от них. Бизнес-подразделения анализируют процессы компании и определяют, что и как в них можно улучшить. Задача IT – подобрать подходящие для этого цифровые инструменты. Проекты внутренней монетизации, как правило, оказываются самыми успешными, и на их долю приходится около 80% всей прибыли от цифровой трансформации компании.
Пример. Какие задачи являются основными для банковского сектора? Конечно, как можно более эффективное управление продуктами и услугами. Что это значит на практике? Банковский бизнес – один из самых клиентоцентричных. Мы должны очень быстро, фактически в режиме реального времени реагировать на меняющиеся потребности клиентов, чтобы предлагать им именно те продукты, которые им нужны, и именно на тех условиях, которые интересны. Фактически это задача быть "впереди рынка".
Практический кейс. Предсказывать ситуацию на рынке и оперативно принимать стратегические решения помогает онлайн-аналитика. Она строится на огромных массивах данных, которые накоплены банком: о счетах, операциях, клиентских запросах и т.д. Все эти данные хранятся в различных источниках – системах, каждая из которых может "говорить" на своем языке. Без универсального "переводчика" обмен данными и их анализ может занимать часы, а иногда и дни.
В качестве "переводчика" мы выбрали решение класса ETL – Extract, Transform, Load. Такие решения ещё называют системами интеграции данных. Они включают в себя единый интерфейс обработки данных и множество коннекторов, позволяющих присоединиться к любой системе, забрать из неё данные и тут же их обработать. В результате мы можем работать с данными в среднем на 16% быстрее.
Практическим же бизнес-эффектом стал заметный рост операционной эффективности. Даже в кризисный для всего мира 2020 год основные показатели Банка превысили целевой уровень на 20-40%. Всего же с начала активной трансформации в 2014 году кредитный портфель Банка вырос почти в 10 раз, притом, что число сотрудников увеличилось только на 27%.
2. Обратитесь к международной экспертизе
Цифровые решения сами по себе не панацея. Даже самые современные промышленные платформы не помогут, если в компании отсутствует стратегия цифровизации. Ту же онлайн-аналитику оценить по достоинству смогли пока ещё очень немногие. По данным McKinsey, только 25% руководителей эффективно доносят до команды информацию о бизнес-выгодах онлайн-аналитики, и лишь 20% банков реализуют по-настоящему масштабные проекты в этой сфере. Основной причиной остаётся низкий уровень нетворкинга и обмена экспертизой, причём как внутри компаний, так и между ними.
Пример. Во всем мире банковский сектор традиционно лидирует по скорости и уровню цифровизации. Банки Казахстана не стали исключением: им досталась роль первопроходцев, ведь первые в стране проекты цифровой трансформации были запущены именно в финансовой сфере. Мы понимали, что на наш опыт будут ориентироваться многие, но на кого ориентироваться нам? Единственным возможным решением было опереться на лучшие мировые практики, причём учитывать не только опыт компаний-клиентов, но и самых разных ИТ-компаний – от многопрофильных гигантов до разработчиков специализированных решений.
Практический кейс. Нам нужен был выход на международные площадки, которые соответствовали бы сразу нескольким критериям. Во-первых, на них должны были присутствовать компании разного профиля. Во-вторых, большое значение имела повестка. Обсуждение уже реализованных проектов и обмен опытом крайне важны, но ограничиваться этим мы не собирались. Хотелось также достоверных прогнозов, куда движется цифровая трансформация, какие тренды будут определять этот процесс – ведь от этого зависела и зависит наша собственная стратегия. Наконец, мы искали источники независимой экспертизы, особенно в вопросах, связанных с выбором программного обеспечения.
В итоге одной из ключевых нетворкинговых площадок стал для нас форум Informatica World. Кстати, в этом году свои кейсы здесь представили Google, Oracle и InfoSys. Это гигантские международные компании, которые реализуют крупнейшие проекты, в том числе совместно с организаторами форума – компанией Informatica. Что же касается поиска конкретных решений, здесь я рекомендую ориентироваться на рейтинги независимых агентств. Начать можно, к примеру, с "Магических квадрантов", которые ежегодно составляет Gartner.
3. Развивайте гибкость и будьте готовы к непростым задачам
У каждой компании свои бизнес-цели, своя стратегия цифровизации и свои трудности, с которыми она может столкнуться на этом пути. Ключевую роль здесь играет готовность перестраиваться и реагировать на изменения как можно оперативнее – в буквальном смысле здесь и сейчас.
Пример. В проектах по онлайн-аналитике есть распространённая проблема, с которой пришлось столкнуться и нам. Она связана с ИТ-инфраструктурой. Необходимость анализировать данные фактически в режиме реального времени автоматически увеличивает нагрузки на серверные мощности. Из-за этого не только возрастают расходы на инфраструктуру, но и повышается риск её отказа. Возникает угроза, что важные процессы будут прерваны, а данные потеряны. Для банка это неприемлемо – ведь речь идёт о средствах клиентов.
Практический кейс. Наша задача, таким образом, усложнилась: требовалось найти решение для онлайн-аналитики, которое одновременно поможет снизить нагрузку на аппаратную часть. Это удалось сделать за счет комбинации решений класса ETL и CDC – Change Data Capture. Если ETL "общается" с системами и базами данных, то CDC работает с их копиями – так называемыми журналами, причем делает это в режиме реального времени. Любое изменение, которое вносится в базу данных, сразу же отражается в журнале.
Саму базу данных и ее журнал можно расположить на разных серверах. ETL-система может обращаться то к одному, то к другому. Это снижает нагрузку на каждый сервер и одновременно увеличивает отказоустойчивость инфраструктуры: если какой-то из серверов выйдет из строя, у нас всё равно останутся либо изначальные данные, либо их журнальная копия. Таким образом мы практически сводим к нулю риск потерять важную информацию или допустить ее утечку.
Подводя итоги, хочу сказать: безусловно, у казахстанских компаний огромный потенциал в сфере цифровизации. Ее важность сложно переоценить. Это целый набор инструментов и подходов, которые позволяют бизнесу и государству решить насущные проблемы и стратегические задачи и выйти на качественно новый уровень развития. Залог успеха – в современном подходе к задачам, активном обмене экспертизой, широком выборе инновационных решений и, конечно же, в людях – тех, кто мыслит стратегически и не боится масштабных проектов.
Автор Нурсеит Бозжанов
Источник inbusiness.kz