Казахстанский фондовый рынок на пороге кардинальных перемен , сообщает forbes.kz .

Астанинская международная биржа — Википедия

Смена главы Нацбанка РК, предстоящее объединение двух бирж и форсирование подготовки к IPO значимых активов с госучастием нацелены дать новый толчок к развитию как рынкам капитала, так и экономике страны в целом. В этом же ряду ключевых решений недавняя редомициляция компании Polymetal International plc – первый случай, когда зарубежный эмитент переместил свой первичный листинг акций с Лондонской фондовой биржи на Astana International Exchange и зарегистрировался в юрисдикции МФЦА. Председатель правления биржи AIX Асель Мукажанова рассказывает, какие перспективы открываются в связи с нововведениями и чего ожидать участникам рынка.

Асель, акции Polymetal до редомициляции уже торговались на AIX. Как изменились котировки? Можно ли говорить о росте ликвидности бумаги?

– Акции компании Polymetal были включены в официальный список AIX в 2019 году. Объем торгов был незначительный, так как вся ликвидность концентрировалась на основной площадке, в Лондоне. В результате «переезда» компании Polymetal в юрисдикцию МФЦА AIX стала основной площадкой. Объем торгов и количество транзакций по акциям Polymetal увеличилось более чем в два раза. Мы думаем, что объемы и дальше будут расти, поскольку процесс так называемого онбординга (on-boarding) держателей бумаг Polymetal и техническое налаживание процессов еще продолжается. Примечательно, что Polymetal рассматривал разные варианты переезда, включая Гонконг и Абу-Даби. Выбор акционеров в пользу AIX и МФЦА был основан прежде всего на том, что у группы компаний Polymetal существенная часть активов находится в Казахстане, и при этом весомое преимущество МФЦА — это международное регулирование и право. Проект длился всего девять месяцев, и в такие сжатые сроки было выработано и обсуждено несколько вариантов быстрого и безопасного перевода активов инвесторов в расчетно-депозитарную систему AIX.

В целом текущий год стал важной вехой для AIX. Основные глобальные кастодианы, которые имеют мировой охват и оказывают услуги крупнейшим фондам и финансовым институтам, получили доступ к нашему депозитарию и могут исполнять приказы своих клиентов на покупку-продажу ценных бумаг на АIX. Это значит, что широкий круг иностранных инвесторов может торговать на AIX на привычных для них условиях наряду с другими международными площадками.

Количество зарубежных инвесторов, зарегистрировавшихся через приложение Tabys в депозитарии AIX, превысило четыре тысячи, выросло количество номинальных держателей, которые могут представлять интересы десятков тысяч инвесторов.

Казахстанцы тоже порадовали нас открытием новых счетов, их количество по состоянию на начало сентября текущего года превысило один миллион. Здесь важно отметить, что это индивидуальные счета, за каждым из которых стоит реальное физлицо. Еще три года назад их было всего порядка ста тысяч.

Почему на казахстанском фондовом рынке пока незначительна доля зарубежного капитала?

– Представьте иностранный фонд, который торгует на крупных площадках, таких как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и прочих. Для него, кроме самого целевого актива, важны инфраструктура и наиболее простой доступ на рынок. До появления AIX такой возможности у иностранного инвестора в Казахстане не было.

Создание условий для привлечения глобальных инвесторов всегда было ключевой частью стратегии AIX. Но надо четко понимать, что иностранные участники идут только туда, где хорошо развит локальный рынок и где торгуются интересные активы. Доверие к рынку создается прежде всего через местных инвесторов, и как только набирается критическая масса ликвидности, иностранные фонды тоже начинают обращать внимание на этот рынок.

С 2018 года, с момента IPO компании «Казатомпром», мы создавали экосистему вокруг биржи и наращивали пул клиентов. Но, помимо инфраструктуры, необходимы интересные активы, которых на казахстанском рынке пока листинговано не так много. В связи с этим мы приветствуем решение главы государства об ускорении программы приватизации активов фонда «Самрук-Казына».

Недавно вы объявили о подключении к онлайн-платформе Tabadul, которая объединяет несколько бирж Персидского залива.

– Да, это еще один канал для движения капитала, который мы сейчас активно прорабатываем совместно с казахстанскими брокерами и компаниями из ОАЭ.

Центр цифровой биржевой торговли Tabadul, созданный Фондовой биржей Абу-Даби, членами которой уже являются Фондовая биржа Бахрейна и Маскатский рынок ценных бумаг (Оман), позволит биржам напрямую торговать друг с другом через лицензированных брокеров, а также осуществлять инвестиции между странами на региональном и глобальном уровнях. Для AIX это отличная возможность для повышения ликвидности, укрепления сотрудничества со странами Персидского залива и использования инвестиционного потенциала их рынков.

Получается, вы сегодня больше сосредоточены на зарубежном функционале биржи?

– Зарубежный капитал – это насущная необходимость казахстанского бизнеса для поддержки его развития, и в условиях меняющегося глобального инвестиционного ландшафта наши усилия должны быть направлены на сохранение конкурентоспособности в привлечении инвестиций, потому что наш рынок не может развиваться без участия иностранных инвесторов.

По данным Нацбанка РК, на протяжении последних пяти лет в Казахстане наблюдается стабильный отток иностранных прямых инвестиций. Это тревожная статистика, которую нельзя игнорировать.

При этом Казахстан, согласно последним отчетам аналитиков индексных провайдеров FTSE и MSCI, уже соответствует основным качественным критериям категории «развивающиеся рынки» в плане регулирования, законодательства и инфраструктуры фондового рынка. Однако для улучшения его позиции требуется 10-кратное увеличение объемов торговли акциями, трехкратное увеличение капитализации свободно обращающихся акций на рынке и 50-процентное увеличение числа компаний, зарегистрированных на бирже. Если удастся этого достичь, вхождение в индексы развивающихся рынков MSCI или FTSE обеспечит более чем вдвое больший объем средств, доступных сегодня для инвестирования в Казахстан.

Сейчас Казахстан входит в категорию «фронтирные (пограничные) рынки», и какие бы интересные активы мы ни предлагали инвесторам, для большинства глобальных фондов инвестиции в нашу страну станут технически возможными только после получения статуса «развивающегося рынка».

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем послании обозначил одной из задач объединение потенциала AIX и KASE под единым управлением. Есть ли понимание, каким образом это будет происходить?

– На наш взгляд, целью совместного управления биржами AIX и KASE должно стать повышение емкости и привлекательности отечественного рынка ценных бумаг. При этом надо учитывать, что не более 5% объема торгов KASE приходится на акции и корпоративные долговые инструменты, в то время как на AIX 100% торгуемого объема – это ценные бумаги.

Исторически сложилось так, что казахстанские компании выходят на международные рынки. У иностранных инвесторов не было ни мотивации, ни доступа к местному рынку в силу того, что законы и казахстанское регулирование всегда были «серой зоной» для международных игроков. В результате от 65 до 93% торгов ценных бумаг казахстанских публичных компаний осуществляется в Лондоне, а остальная часть распределяется между местными биржами. Это нездоровая ситуация для казахстанского бизнеса, для фондового рынка и для экономики страны.

AIX открыла двери для иностранного капитала. Крупнейшие глобальные банки-кастодианы J.P. Morgan, Bank of New York, State Street, Citi, BNP Paribas и Northern Trust на сегодняшний день управляют капиталом в размере 165 трлн долларов США. И сейчас все они стали клиентами депозитария AIX и держат ценные бумаги, листингованные на нашей бирже. Это весомые игроки, чья деятельность на нашем рынке сама по себе является признанием и своеобразным «знаком качества». Этим не может похвастать ни одна биржа Евро-Азиатского региона. AIX работает на общепризнанной операционной системе Nasdaq, подключена к системе Euroclear, использует расчетную систему Avenir и интегрирована с глобальной сетью Swift. Мы – современная биржа, которая может предложить глобальным инвесторам услуги, сопоставимые с теми, которые предлагают Лондон и Гонконг.

Мы конкурируем не за тот объем, который приходится сейчас на казахстанский рынок, а за тот, который торгуется зарубежом. Мы понимаем, почему компании идут, к примеру, на Лондонскую биржу – там они получают более высокую цену и больший объем денег. Но есть и другая сторона медали: небольшие компании не могут привлечь к себе внимание в Лондоне, и даже к крупным компаниям интерес инвесторов со временем снижается. Наша цель в том, чтобы такие же цены и объемы были доступны на отечественном фондовом рынке. Для этого нам нужно привести иностранных инвесторов сюда, в Казахстан. Поэтому объединение функционала местных фондовых бирж должно быть нацелено именно на это.

Задача по привлечению иностранного капитала локально вполне реализуема – этому есть примеры в мировой практике. Недавно в Румынии состоялось размещение на Бухарестской бирже акций производителя электроэнергии Hidroelectrica. В результате было привлечено 1,8 млрд долларов США. Это IPO стало самым крупным в Европе с начала 2023 года и рекордным для Румынии.

Какое решение по интеграции бирж вы видите наиболее приемлемым?

– Это должна быть хорошо проработанная дорожная карта изменений, которые будут наилучшим образом способствовать росту рынка и не отпугнут потенциальных эмитентов, а также имеющихся и будущих инвесторов, включая иностранных. Причем надо четко осознавать, что затягивание процесса может негативно отразиться на предстоящих IPO. Эмитенты, брокеры и другие участники рынка, в особенности глобальные, по понятным причинам не хотят вкладывать время и ресурсы в условиях неясности перспектив на рынке. В связи с планируемыми IPO нескольких компаний в 2024 году необходимо осуществить интеграцию в максимально короткие сроки. Это обеспечит успех этих размещений и снизит риски, связанные с рыночной инфраструктурой.

Автор Иван Жуков

Источник forbes.kz