В АРРФР в первом полугодии 2022 года поступило свыше 16 тыс. обращений от граждан Казахстана с жалобами на действия финансовых организаций. Мониторинг и анализ обращений показал, что основная доля - свыше 70% от общего количества заявлений приходится на банковский сектор , сообщает prodengi.kz.
«Это более 11 тыс. обращений, что в 1,7 раз больше, чем в 1 полугодии 2021 года. За 2021 год поступило более 33 тыс. обращений по банковскому сектору. Большинство заемщиков обращаются к нам в основном по вопросам реструктуризации или рефинансирования задолженности, разъяснения нормативных правовых актов по финансовому сектору», - объяснил Александр Терентьев, директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР.
Собеседник считает, такие цифры говорят о том, что не все казахстанцы оценили свои финансовые возможности и риски. «В этой связи хотел бы обратить внимание: несмотря на то, что кредит является удобным финансовым инструментом, нужно уметь его правильно использовать и принимать решение о получении займа нужно осмотрительно. Перед тем, как взять кредит, необходимо взвесить все риски, необходимо оценить собственные доходы. И при подписании кредитного договора нужно тщательно его изучить, сравнить условия нескольких финансовых организаций, при возможности, проконсультироваться у юриста. Ведь любой кредит — это большая ответственность!» - подчеркнул представитель АРРФР.
В целях защиты прав потребителей финансовых услуг Агентством инициированы поправки в законодательство, и с октября прошлого года начал действовать единый порядок урегулирования кредитными организациями задолженности неплатежеспособных заемщиков – физических лиц.
Так, банки и микрофинансовые организации обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан:
- о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки,
- праве заемщика - физического лица обратиться к кредитору
- о последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.
«Поэтому если вы не можете исполнять свои обязательства, то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в банк или микрофинансовую организацию. Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитной организации. Поэтому, чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности», - заключил Александр Терентьев.
Согласно данным АРРФР, с начала 2022 года в финансовые организации на изменение условий заключенных договоров обратилось более 68 тыс. заемщиков с суммой долга более 123,5 млрд тенге. Из них одобрены изменения условий договоров порядка 40 тыс. заемщиков, по остальным работа ведется.
Источник prodengi.kz