6f9b2c55db6caaa937512ba26bae8250 small
Казахстанцы после девальвации 2015 года не покупают меньше продуктов, но выбирают более дешёвые

В крупнейшей в РК сети продуктовых супермаркетов Magnum Cash&Carry, за прошедшие три года после введения плавающего курса валюты предпочтения большинства покупателей существенно изменились. Если в 2015 покупатель в среднем тратил ежемесячно на регулярные закупки продуктов, бытовой химии и т.п. 35-60 тысяч тенге, сейчас такая же потребительская корзина обходится примерно в 45-75 тысяч тенге. За три года средняя цена говядины в супермаркете выросла на 37%, баранины – на 24%, курицы – на 28%.

- Разумеется, заработная плата не возросла у большинства в такой же степени, поэтому лишь часть покупателей смогла сохранить свою корзину в неизменном виде, но большинство покупателей тратит такую же сумму, как и в 2015. Мы смогли найти приемлемые варианты для наших покупателей, поддержать их в кризис, в основном за счёт многочисленных акций со скидками, а также предложения подобных товаров из другого ценового сегмента, - отметил коммерческий директор ТОО «Magnum Cash&Carry» Яков Фишман.

Из его слов следует, что казахстанцы сейчас предпочитают продуктовые магазины с демократичными ценами. Magnum Cash&Carry за три года открыл 25 новых магазинов в разных городах Казахстана, поток покупателей увеличился на 145%.

- У нас очень хорошие взаимоотношения с поставщиками, благодаря им удаётся сдержать рост цен. Тем не менее мясо дороже птицы, поэтому за эти годы сократилось потребление тех же говядины и баранины, но выросло потребление курицы. Если человек покупал расфасованные крупы, то теперь перешёл на весовой товар, или с риса сорта «Баракат» на сорт «Акмаржан» и т.д., - сказал Яков Фишман.

Слова Фишмана косвенно подтверждаются и данными Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, согласно которым ключевые товары за последние три года подорожали на 17-49%. Для примера, три года назад говядина (лопаточно-грудная часть), по данным статистиков, в среднем по республике стоила 1154 тенге за кг. Сейчас - 1499 тенге, те. подорожание составило 345 тенге. Больше всего – вдвое – подорожали сухофрукты и черный байховый чай. Так, килограмм кураги три года назад стоил 1055 тенге, сейчас 2983, а чай подорожал с 1816 тенге до 2870.

Ещё более ужасающий социальный разрыв виден из исследований домохозяйств Казахстана. Последние данные, размещённые на сайте, датируются первым кварталом 2018. Согласно этому отчёту, за три месяца с начала года 10% менее обеспеченных казахстанцев по сравнению с 10% более обеспеченного населения съели меньше фруктов в 3,9 раза, мяса и мясопродуктов в 3,4 раза, молока и молочных продуктов в 3,2 раза.

Исследования показывают, что люди с невысоким уровнем дохода охотнее отказываются от продуктов здорового питания: фруктов и овощей (кроме картофеля). Люди предпочитают купить килограмм макарон, а не килограмм капусты по той же цене. А вот богатые люди, вопреки распространённому мнению, не переходят массово на правильное питание, а любят вкусно поесть: 17 кг сладостей, сахара, джема и кондитерских изделий потребляет в квартал состоятельный человек, и всего 7 кг - малообеспеченный.

Казахстанец, отнесенный к 10% малообеспеченных людей, хлеба и изделий из круп съедает 30,5 кг, а наиболее обеспеченный – 42,4 кг. Разрыв по мясу и мясопродуктам (сюда входят колбасы, сосиски и т.д.) ещё серьёзнее: 11,3 кг съедает малообеспеченный человек за три месяца, а богатый – 30,3 кг. 1,9 кг рыбы в квартал позволяет себе малообеспеченный казахстанец, тогда как состоятельный - 4,8 кг. 7 кг фруктов и 14,2 кг овощей покупает в квартал «бедный», тогда как зажиточный - 22 кг фруктов (примерно по килограмму в 2-3 дня) и 30,8 кг овощей.

Подготовлено forbes.kz