По данным ассоциации «КазАвтоПром» более 30 тысяч новых автомобилей приобрели казахстанцы за прошедшее полугодие. По сравнению с 2018 годом продажи выросли на 18%, но говорить о восстановлении рынка до уровня 2014 года еще рано.
Почему автопрому необходима поддержка
В 2014-м казахстанский авторынок был на пике – за год жители страны выгнали из автосалонов почти 160 тысяч новых авто; собственные инвестиции предприятий в основной капитал составили более 14 млрд тенге. Но события на валютном рынке, ставшие неожиданностью как для государства, так и для бизнеса, стали причиной резкого снижения покупательской способности населения. В результате были скорректированы сроки строительства крупнейших производственных мощностей автопрома в стране. Производство автомобилей в стране резко сократилось: с 40 тысяч с 2014 году, до 15 тысяч в 2015-м и до 7 тысяч в 2016-м году. Начался затяжной кризис.
По данным отраслевой ассоциации «КазАвтоПром»
Автосборочные предприятия страны, автосалоны, а вместе с ними и тысячи сотрудников столкнулись с обвалом рынка, который остановился лишь через несколько лет. Одновременно с падением производства в стране произошел резкий скачок доли серого импорта, и, как следствие, снижение налоговых выплат, а значит – отток денег из государства.
Чтобы поддержать покупательскую способность, которая сопровождалась сокращением банковского кредитования, в апреле 2015 года государство запустило программу льготного кредитования. На поддержку потребителей, выбирающих автомобили отечественной сборки, направлено уже 42 млрд тенге, которые на возвратной основе выделяются из Нацфонда. Благодаря этой мере банки получили тенговую ликвидность, отрасль – возможность для восстановления, а потребители – привлекательные условия для покупки нового автомобиля, произведённого в Казахстане. Последнее обстоятельство стало краеугольным камнем этой программы.
За 2018-й год по программе льготного кредитования приобретено 3 252 автомобиля, это 10,9% продаж казахстанских автозаводов. Спрос на автомобили локального производства стал важным фактором восстановления рынка.
Льготное кредитование стало настолько востребовано среди казахстанцев, что сегодня спрос кратно превышает возможности программы – каждый транш исчерпывается за считанные недели. Сделав фондирование программы более интенсивным, можно удовлетворить высокий спрос среди населения.
Потребитель – конечный бенефициар тех усилий, которые государство и бизнес предпринимают для становления целой отрасли – новой для страны. Именно потребитель, «голосуя кошельком», выбирает: делать вклад в развитие иностранных или казахстанских предприятий.
Вес автопрома в индустриальном портфеле страны
В 2018 году казахстанские предприятия, занимающиеся производством и продажей автомобилей, выплатили в казну 54,9 млрд тенге в виде налогов, это почти на 24% больше, чем годом ранее. И это только вершина айсберга, основные привилегии для государства и простых жителей в разы больше, но их не принято обсуждать. Только собственные инвестиции автосборочных предприятий в основной капитал достигли 3,2 млрд тенге, а вклад в ВВП страны – 206 млрд тенге. Вклад в развитие компетенций, повышение технологического уровня страны, социальную защиту и экономическую безопасность трудно оценить. Автопром стал локомотивом машиностроения в Казахстане и сохраняя такую динамику остаётся самым быстрорастущим сектором экономики.
За шесть месяцев текущего года в стране произведено 20,5 тысяч машин с учётом грузовиков, автобусов и спецтехники – это половина того результата, с которым отрасль завершила 2014 год, после которого наступил переломный момент.
Правильный вектор развития
Если в 2016 году рыночная доля импорта составила 75%, то в 2018 она сократилась до 51%, а в первом полугодии 2019-го импортные автомобили выбрали 45% покупателей. При этом затраты на импортные авто составили 164 млрд тенге или 58% тех денег, которые жители Казахстана потратили за шесть месяцев на покупку новых авто в текущем году.
В 2018 году продажи новых авто в нашей стране достигли 58 тысяч, из которых 29,6 тысяч собраны в Казахстане. Местные производители прислушиваются к пожеланиям клиентов и предлагают гибкие условия для покупки.
Статистика лишь подтверждает правильность направления, но тех усилий, которые предприняты для восстановления отрасли, явно недостаточно: автомобильный парк страны продолжает стареть. По данным союза «КазАвтоПром», по состоянию на 1 января 2019 года более 50% зарегистрированных Казахстане автомобилей имеют возраст более 20 лет. Доля транспортных средств старше 20 лет, выросла с 39,4% в январе-мае 2018 года до 43,1% в текущем году, а доля транспортных средств в возрасте от 1 до 3 лет – сократилась с 4,5% до 3,5%.
Роль государства в развитии машиностроения
Крупнейший в стране инвестор в проекты несырьевого сектора – Банк развития Казахстана, является партнёром отечественных предприятий машиностроения и автопрома. В портфеле БРК проекты отрасли занимают четвёртое место по объёму инвестиций. В это направление за время работы БРК инвестировал $291 млн и 55,6 млн тенге.
Потому БРК неслучайно был выбран оператором программы льготного кредитования. Как инструмент, поддерживающий потребительскую активность, программа как раз способствует созданию благоприятных условий для роста рынка. Но для полноценного развития необходима поддержка и для производства.
По данным Банка развития Казахстана
В то же время автомобильная отрасль представляет для БРК широкие возможности для диверсификации портфеля. На сегодняшний день четыре из шести проектов машиностроения на финансировании БРК расположены на одной производственной площадке в Костанае.
По данным Банка развития Казахстана
Расширенный доступ к инвестиционным кредитам финансового института позволит ключевым предприятиям автомобильной отрасли вывести производство на качественно новый уровень и реализовать экспортный потенциал. В свою очередь БРК получит возможность диверсифицировать портфель за счёт качественных, эффективных проектов.
При таком объёме поддержки, оказываемой отрасли, государство вправе рассчитывать на возврат инвестиций: в виде наращивания производственных мощностей, создания новых рабочих мест, обучения квалифицированных кадров и самое главное – роста налоговых поступлений.
В общей сложности за полугодие автопроизводители внесли в республиканский бюджет 2,45 млрд тенге в виде налогов. На долю завода «АЗИЯ АВТО» пришлась почти половина – 47,8% налогов всей отрасли, что коррелирует с рыночными позициями.
Налоговые поступления и продажи автопроизводителей РК, 1 полугодие 2019 |
|||||
№ |
Производитель |
Продажи, ед |
Доля,% |
Налоги, млн тг |
Доля,% |
1 |
АО «АЗИЯ АВТО» |
10 025 |
56 |
1 170 |
47,8 |
2 |
ТОО «СарыаркаАвтоПром» |
7 091 |
39,6 |
309,7 |
12,6 |
3 |
АО «КАМАЗ-Инжиниринг» |
271 |
1,5 |
632,7 |
25,8 |
4 |
АО «СемАЗ» |
328 |
1,8 |
105,4 |
4,3 |
5 |
ТОО «Hyndai Trans Auto» |
103 |
0,6 |
72,9 |
3 |
6 |
АО «Уральскагрореммаш» |
- |
- |
124,5 |
5,1 |
7 |
ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» |
95 |
0,5 |
38,5 |
1,6 |
Итого: |
17 913 |
2 453 |
По данным КГД МФ РК и отраслевой ассоциации «КазАвтоПром»
За время работы группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», реализовала более 550 тыс автомобилей, а объём налоговых отчислений группы с 2003 года превысил полмиллиарда долларов ($ 501 млн). Уже 10 лет подряд группа остаётся налогоплательщиком номер один в отрасли, обеспечивая большую часть налоговых поступлений. Важно, что изменения в показателях деятельности группы компаний и её рыночной доли соразмерны изменениям суммы налоговых платежей. С 1992 года собственные инвестиции группы компаний в развитие казахстанского автопрома составили около $500 млн. Штатная численность сотрудников «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» – более 5 тыс человек.
Объём налоговых поступлений, как основной показатель вклада предприятия в развитие экономики страны, должен стать ключевым фактором в предоставлении доступа к инструментам государственной поддержки. Такой подход обеспечит наиболее эффективное использование государственных инвестиций. Наряду с обслуживанием инвестиционных кредитов, предприятия отрасли должны обеспечивать рост налоговых поступлений – в таком случае развитие автопрома принесёт максимальные выгоды всем: государству, бизнесу, а главное – потребителям.
Источник: forbes.kz