Как сообщает Wfin.kz со ссылкой на исследования Energyprom.kz, за 7 месяцев доходы авиаперевозчиков выросли почти на сумму 217 миллиардов тенге, против 183 миллиардов тенге годом ранее.
Количество пассажиров на авиарейсах увеличилось лишь на 0,8% за год.
Доходы предприятий воздушного транспорта за 2018 год составили 343,3 млрд тг — на 16,1% больше, чем за 2017 год. Для сравнения: в целом у всех предприятий транспорта доходы выросли на 16,5%. Доля воздушного транспорта от всех доходов сократилась за год с 12,3% до 12,2%.
За январь–июль 2019 года Комитет по статистике МНЭ РК не предоставил данные по доходам предприятий воздушного транспорта, сославшись на конфиденциальность. Однако предоставлены отдельно данные по доходам от грузоперевозок и отдельно — от пассажирских перевозок. Таким образом, по расчётам, совокупный доход от перевозок в секторе составляет 216,7 млрд тг. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля от совокупных доходов по всему транспортному сектору выросла с 11,6% до 12,7%, что является самым высоким показателем за всё время.
Доходы от перевозок пассажиров составляют около 98% от всех доходов предприятий воздушного транспорта. За 7 месяцев текущего года показатель достиг 212,1 млрд тг — на 18,4% больше, чем в прошлом году. Доходы от грузоперевозок составили лишь 4,6 млрд тг — на 25,1% больше, чем за январь–июль 2018 года.
Напомним, в конце сентября прошлого года вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев в Мажилисе сообщил, что в 2019 году цены на авиабилеты будут падать, и в текущем году будут ощутимые результаты. Однако в начале сентября 2019 года президент РК Касым-Жомарт Токаев возмутился высокими ценами авиабилетов на востребованные маршруты в РК. «Вызывает вопросы, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по наиболее востребованным маршрутам гораздо дороже, порой до 30%, чем в Европе?! Чем обоснована сравнительно высокая стоимость услуг наших аэропортов?» — спросил президент.
Заместитель премьер-министра Женис Касымбек назвал причиной дороговизны авиабилетов дефицит провозных ёмкостей и нехватку воздушных судов для удовлетворения имеющегося спроса.
Напомним, что нехватки судов можно было ожидать. Так, в 2017–2018 годах многие зарубежные авиаперевозчики ушли с казахстанского рынка из-за повсеместного повышения тарифов на услуги казахстанских аэропортов. В июне 2017 года государство отменило регулирование цен на международные рейсы, которые вводят аэропорты, что привело к бесконтрольному увеличению аэропортовых тарифов в РК для международных рейсов. В итоге Austrian airlines, KLM и Asiana Airlines прекратили, а China Southern и Fin Air приостановили полёты в столицу; Etihad, LOT и Air Air Arabia сократили количество частот. Также в Казахстан перестали летать British Airways, Air Baltic, Czech Airlines и лоукостер «Победа».
Возможно, ситуация всё же улучшится. Женис Касымбек напомнил, что в мае 2019 года был запущен первый отечественный низкобюджетный авиаперевозчик Fly Arystan, который до конца 2019 года планирует двойное увеличение ежедневных рейсов — с 14 до 28 в день. Также правительством совместно с АО «Самрук-Қазына» планируется дополнительная капитализация авиакомпаний Air Аstana и Qazaq Air с целью увеличения количества воздушных судов.
Пока же выбора у казахстанцев нет, и летать даже по завышенным ценам всё равно приходится. По итогам 7 месяцев количество пассажиров, перевезённых воздушным транспортом, превысило 4,6 млн человек — это на 0,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время годом ранее наблюдался рост на 14,3%.