Вчера появилась новость о том, что Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, в ответ на запрос группы депутатов мажилиса, заявила о недопустимости создания госбанков в сфере сельского хозяйства и промышленности.
По ее словам, "в стране функционирует достаточное количество универсальных коммерческих банков, кредитных товариществ, различных специальных учреждений, деятельность которых связана с кредитованием сельского хозяйства, промышленности, строительства, в том числе АО "Аграрная корпорация", АО "Фонд развития предпринимательства "Даму".
Позиция главы АРРФР обусловлена тем, что "узкая специализация предлагаемых к созданию "Агробанка" и "Промстройбанка" предполагает высокую концентрацию в них недиверсифицируемых рисков". Помимо этого, глава регулятора выразила опасение, что такие узкопрофильные финансовые организации могут столкнуться с трудностями в привлечении депозитов населения и их возврате, что может потребовать вливания бюджетных средств.
Безусловно, опасения председателя АРРФР небеспочвенны, поскольку государство зарекомендовало себя плохим управленцем, и создание таких организаций предполагает назначение на руководящие позиции чиновников, далеких как от реального бизнеса, так и непосредственно от профиля компаний. Нередки случаи, когда в госкомпаниях членами Совета директоров и Правления назначают тех, кто в данный момент близок к околовластным кабинетам и слыхом не слыхивал о корпоративном управлении и риск-менеджменте.
Если вдаваться в детали, отдельные функции Агробанка исполняет Аграрная кредитная корпорация, которая и отвечает за финансирование кредитных товариществ, МФО и сельхозтоваропроизводителей. Тем не менее, каждый год в СМИ появляются новости с регионов о жалобах фермеров, связанных с недоступностью финансирования. Эффективность Аграрной кредитной корпорации под большим вопросом, однако стоит принять во внимание абсолютно хаотичное поведение Министерства сельского хозяйства, где каждая смена министра приводит к пересмотру долгосрочных государственных программ по развитию сельского хозяйства.
Учитывая рост цен на строительные материалы и недвижимость, а также прогнозы экспертов ООН о голоде и продовольственной катастрофе, которая грозит миру уже этой осенью, у кабинета министров крайне мало времени, чтобы подготовиться к данной ситуации. Вряд ли создание Агробанка и Промстройбанка способно решить накопившиеся проблемы сельского хозяйства, строительства и промышленности, поскольку, на мой взгляд, нет адекватной ревизии и контроля над существующими и завершенными программами поддержки вышеуказанных отраслей. Нет адекватной оценки эффективности государственных инвестиций, и, как следствие, не проведен разбор ошибок и достижений. При этом, должен признать, до момента упразднения различных дочерних организаций Казагро, я сам считал, что было бы правильно функции кредитования сельского хозяйства объединить в одной организации, где фермер мог бы получить поддержку по принципу "одного окна и единого оператора".
Однако передачу сельхознаправления в ведение холдинга Байтерек я расцениваю как большую ошибку, последствия которой мы еще будем ощущать достаточно долго.
Авторская колонка Берика Бейсенбекова, FRM
Источник: Телеграм-канал @RiskTakersKZ