При этом численность тех, кто работает в неблагоприятных или опасных условиях, только растёт.

Как сообщает портал wfin.kz , численность казахстанцев, работающих на «зелёных» рабочих местах, за последние несколько лет уменьшилась на 18,2%. По данным информационно-аналитической системы «Талдау» Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2022 году тех, кто своим трудом вносил вклад в защиту и восстановление качества окружающей среды в стране, насчитывалось всего 48,9 тыс. человек. Тремя годами ранее, в 2019-м, их численность составляла 59,7 тыс. человек. Статистики за предыдущие годы в Казахстане нет: определение и сбор данных по показателю введены лишь несколько лет назад. Эту информацию БНС АСПиР РК публикует только один раз в год, информация за 2023-й будет доступна в следующем году , данные предоставлены порталом energyprom.kz .

Если сравнить количество «зелёных» рабочих мест с общей занятостью, то доля казахстанцев с таким экологически направленным видом работы в стране совсем невелика: всего 0,5%. В 2019 году она была немногим больше — 0,7%.

В региональном разрезе по количеству «зелёных» рабочих мест лидируют мегаполисы и крупные промышленные центры. Так, по итогам прошлого года наибольшие доли работников, занятых на таких местах, наблюдались в Астане и Алматы: 9,8% и 9,5% соответственно. В крупнейших городах страны на рабочих местах, направленных на охрану окружающей среды, трудились суммарно более 9 тыс. человек.

В пятёрку регионов, лидирующих по численности таких работников, также вошли Карагандинская (4,2 тыс. человек), Павлодарская (3,5 тыс. человек) и Кызылординская (3 тыс. человек) области. Аутсайдером стала Улытауская область, где на «зелёных» рабочих местах были заняты всего 737 человек.

Согласно методологии БНС АСПиР РК, «зелёным» считается рабочее место на предприятиях, снижающих воздействие на окружающую среду за счёт переработки и утилизации отходов. Иными словами, это любая работа, способствующая восстановлению или сохранению экологии.

Если детализировать данные по видам деятельности, получится, что наша «экологизация» в занятости сводится лишь к водоканалам, компаниям, которые занимаются проблемами канализационных стоков, а также сбором и переработкой мусора. По крайней мере, общая доля этих подразделов промышленности суммарно занимает 84,3%. Ещё раз: из 48,9 тыс. казахстанцев, занятых на «зелёных» рабочих местах, 41,2 тыс. человек составляют работники коммунальных предприятий. Прямого отношения к главной экологической проблеме Казахстана — загрязнению атмосферного воздуха — они не имеют. Далека работа этих людей и от глобальных тенденций, которых придерживается Казахстан — стремления к «зелёной» экономике и декарбонизации.

Как раз там, где больше всего требуется внедрять новые экологические стандарты, менять технологии, переходить на экологически чистое оборудование, «зелёных» рабочих мест совсем мало. Например, в горнодобывающей промышленности, разработке карьеров в прошлом году насчитывался всего 31 такой работник (из 274,8 тыс. человек). Это 0,0001% в категории. В обрабатывающей промышленности ситуация аналогична: из 613,6 тыс. занятых всего 845 человек (или 0,001%) — «зелёные» работники.

По терминологии Международной организации труда (МОТ), «зелёное» рабочее место должно отвечать принципам достойного труда, которые содействуют сохранению и качественному восстановлению рабочей силы. Доктор юридических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва Енлик Нургалиева в своей научной статье «Экологизация трудового законодательства: состояние и перспективы» (2022) акцентирует внимание именно на словах «достойный труд». Основные критерии достойного труда — высококачественные рабочие места, гарантирующие хороший уровень зарплаты, безопасные условия, стабильная занятость, приемлемые перспективы повышения квалификации и соблюдение прав трудящихся. И как раз в Казахстане, по данным учёного, заслуженного деятеля науки, «создание „зелёных“ рабочих мест не увязано с принципами достойного труда на основе международных стандартов». Отчасти так сложилось потому, что не все ратифицированные Казахстаном конвенции МОТ получили отражение в национальном трудовом законодательстве.

Как раз с безопасным трудом в Казахстане ситуация не безоблачна. По данным за 2022 год, из 8,9 млн занятых казахстанцев более 1,6 млн человек (18,6%) работали во вредных и других неблагоприятных условиях труда. Среди факторов указывается несоответствие санитарно-гигиеническим нормам (высокий уровень шума, вибрации или температуры, загрязнение воздуха), работа с опасными механизмами и прочие. Так вот, в прошлом году в стране численность казахстанцев, работающих вне санитарных правил и норм, составляла 386,3 тыс. человек (плюс 4,3% к 2019 году). Из них 128,1 тыс. человек работали в загазованном помещении, где уровень загрязняющих веществ превышал предельно-допустимые концентрации. За период с 2019 года таких работников стало больше на 8 тыс., или на 6,1%.

А теперь сравним численность казахстанцев, занятых на «зелёных» рабочих местах, и на «грязных», не соответствующих санитарным нормам: 48,9 тыс. против 386,3 тыс. человек. Разница — почти в восемь раз.

Источник energyprom.kz