Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК?

Как сообщает портал wfin.kz , машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как в плане выпуска продукции, так и в плане социальной значимости сегмента. Так, объёмы выпуска в машиностроении в стоимостном выражении за январь–август текущего года составили уже 2,6 трлн тг, это почти 19% от всего выпуска в сфере обрабатывающей промышленности страны и около 9% — от всего промышленного производства по РК в целом , данные предоставил портал energyprom.kz .

Почти половину выпуска в машиностроительной отрасли республики обеспечивает казахстанский автопром: 1,2 трлн тг за восемь месяцев, рост в стоимостном выражении — на 66,7%, в реальном — на 41,4%. Для сравнения: в целом по обрабатывающей промышленности реальный рост производства составил всего 3,1%. Таким образом, автопром является ключевым драйвером развития несырьевой индустрии Казахстана.

Более того, машиностроение обеспечивает 22% от общей списочной численности работников в обрабатывающей промышленности и 22,2% — от фактической. Непосредственно в автопроме по итогам второго квартала текущего года списочная численность работников составила 5,7 тыс. человек (плюс 28,8% за год и сразу в 2,8 раза больше, чем пять лет назад), фактическая — 5,5 тыс. человек (плюс 27,4% за год и в 2,7 раза больше, чем в аналогичном периоде 2018-го).

Основной объём выпуска (88%) автопрома РК сконцентрирован в Костанайской области (Allur) и Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty): 596,6 млрд и 418,8 млрд тг соответственно. Ещё 55 млрд тг обеспечили производители Карагандинской области, 39,6 млрд тг — Абайской, 37,4 млрд тг — Акмолинской. На прочие регионы республики пришлось 9,1 млрд тг.

Тем временем 21 июля 2023 года в Казахстане была создана новая профильная организация — ОЮЛ «Казахстанский Автомобильный Союз» (КАС). Эта некоммерческая структура объединила все ключевые отраслевые организации — Ассоциацию производителей автомобилей, Ассоциацию производителей автокомпонентов, Ассоциацию общественного транспорта, Ассоциацию импортёров, Ассоциацию дилеров, Ассоциацию по реализации автомобилей с пробегом, Ассоциацию автоэкспертов и аудиторов.

Цели КАС — сделать казахстанские автомобили дешевле и доступнее для клиентов, создать промышленную кооперацию для развития автомобильной отрасли и интеграции производства автокомпонентов в автопром силами малого и среднего бизнеса, а также в целом содействовать развитию индустриального Казахстана: создавать новые рабочие места, усиливать рабочий класс «синих воротничков», взаимодействовать с партнёрами, регулирующими органами и смежными структурами, налаживать связи между производителями, бизнесом и обществом, предоставлять своевременную и прозрачную информацию об автомобильном рынке РК.

Сегодня казахстанские автопроизводители сфокусировали внимание на повышении уровня локализации. Так, скажем, «дочка» компании «Астана Моторс» — завод Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы — производит мелкоузловым методом модели Hyundai Accent и Tucson, при этом цель — выйти на 100%-е мелкоузловое производство к 2027 году, при общем объёме в 50 тыс. автомобилей в год. Кроме того, в рамках углубления локализации и развития кластерной экономики «Астана Моторс» строит в Алматы производственный комплекс по выпуску мультимедийных систем, автомобильных сидений, полиуретановых ковриков, подкрылков, брызговиков.

Также с 2025 года в Алматы планируется запуск производства автомобилей китайских брендов Chery, Haval и Changan на мультибрендовом заводе Astana Motors Manufacturing Kazakhstan. Мощность предприятия — 90 тыс. автомобилей в год, весь объём будет производиться мелкоузловым методом со сваркой и окраской.

Кроме того, Allur построит в Костанае новый завод по производству автомобилей Kia совместно с южнокорейским производителем Kia Corporation. Площадь завода превысит 83,5 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составят 200 млн долл. США. Строительство начнётся в текущем году, а к июню 2025 года планируется запустить полный цикл производства.

Повышение уровня локализации не только влияет на создание новых квалифицированных рабочих мест и увеличение промышленных мощностей и налоговых отчислений предприятий сектора, но и выгодно для всех автолюбителей РК: цены на авто за счёт локализации ниже, чем у импортируемых «железных коней».

Пока же производители ставят новые рекорды. Так, за восемь месяцев текущего года в РК выпустили 97,3 тыс. автотранспортных средств (плюс 41,4% за год), среди которых 88,5 тыс. — непосредственно легковые автомобили (плюс 41,5%).

В разрезе заводов в Костанае (Allur) произвели 57,8 ед. техники (плюс 35,8% за год), в Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) — 34,3 тыс. (плюс 50,4%) легковых и коммерческих автомобилей, в Семее («СемАЗ», Daewoo Bus Kazakhstan) — 2,6 тыс. ед. (плюс 75,5%) коммерческой техники, в Карагандинской области (QazTehna) — 803 автобуса, в Кокшетау («КАМАЗ-Инжиниринг») — 776 ед. коммерческой техники.

Что же касается авторынка, здесь цифры также весьма оптимистичные. Так, за восемь месяцев текущего года казахстанские дилеры реализовали 120,3 тыс. авто (плюс 60,5% к аналогичному периоду прошлого года).

Лидируют по объёмам продаж бренды, производящиеся в РК: Hyundai (31,4 тыс. автомобилей, плюс 76,4% за год), Chevrolet (28,8 тыс. проданных авто, плюс 40,4%) и Kia (16,4 тыс. автомобилей, сразу плюс 95,3%).

В свою очередь, дилеры Chery реализовали уже почти 7 тыс. авто, годовой рост — сразу в 3,7 раза. Пятёрку самых продаваемых брендов замыкает Toyota: 5, 7 тыс. машин (минус 11,1% за год).

Источник wfin.kz