В борьбе с киберпреступностью власти даже начали заводить уголовные дела на сотовых операторов.

В Казахстане набирает популярность захват SIM-карт и мобильного банка

Фото: RDNE Stock project/Pexels

В Казахстане активизировалась борьба с киберпреступностью и, в частности, с телефонным мошенничеством. Генеральная прокуратура РК на запрос inbusiness.kz сообщила о ликвидации семи мошеннических колл-центров, использовавших интернет-телефонию. В ходе операций изъято 78 SIM-боксов и задержан 31 человек. Продолжается расследование, в рамках которого изымаются тысячи незарегистрированных SIM-карт.

"В настоящее время расследуется пять уголовных дел в отношении операторов связи. Подробности расследования не разглашаются в соответствии с требованиями статьи 201 УПК. Проблемы киберпреступности в феврале текущего года рассмотрены на заседании координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, по результатам которого выработаны ряд мер", – отметил Д. Ермеков, заместитель начальника службы по надзору за законностью досудебного расследования и уголовного преследования Генеральной прокуратуры РК.

Напомним, что в целях борьбы с мошенничеством ранее было решено ограничить количество SIM-карт, выдаваемых на одного человека. Тогда в минцифры предложили передать функцию оформления SIM-карт государству, чтобы процесс осуществлялся через eGov с обязательной биометрической идентификацией и привязкой к ИИН.

SIM-карты, приобретенные на вторичном рынке, активно используются для регистрации аккаунтов в мессенджерах, например, в WhatsApp. Злоумышленники устанавливают в профиль фотографии официальных лиц, выдавая себя за них. После этого SIM-карта извлекается, однако доступ к аккаунту и возможность использования номера сохраняются. На сегодняшний день отсутствуют технологические решения, позволяющие оперативно блокировать подобные аккаунты в мессенджерах.

Большинство мессенджеров (включая WhatsApp, Telegram, Viber и другие) для регистрации требуют только номер телефона и SMS-подтверждение. После успешной регистрации номер телефона привязывается к аккаунту, но не требуется постоянное наличие SIM-карты в устройстве.

Государство пытается ужесточить правила продажи и регистрации SIM-карт, чтобы ограничить их доступность на вторичном рынке и для анонимных пользователей, вводятся обязательные процедуры идентификации при покупке SIM-карты. Несмотря на это, мошенники постоянно ищут новые способы обхода защиты.

Например, злоумышленники, представляясь сотрудниками сотовой компании, имитируют рабочий шум колл-центра для убедительности. Сообщают, что ваш договор истекает и нужно срочно продлить, создавая панику. Затем присылают SMS с кодом и требуют его назвать, торопя и угрожая отключением номера. Игнорируя предупреждение в SMS о конфиденциальности кода, мошенники уверяют, что код нужен "для продления" и им можно доверять. При сомнениях или вопросах сразу бросают трубку.

Сообщения от номера 1414 и подобная спешка – явные признаки обмана. Главное – никому не сообщайте коды из SMS! В соседней России уже зафиксированы случаи захвата SIM-карт мошенниками, которые звонят от имени операторов связи и просят набрать определенные коды, такие как #90 или #09. Это позволяет им получить контроль над мобильным банком жертвы.

Поэтому бдительность и постоянное совершенствование мер безопасности сегодня важны как никогда.

Кроме того, на днях в агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) сообщили, что начато расследование в отношении операторов мобильной связи по подозрению в антиконкурентном сговоре. Поводом послужил одновременный рост тарифов на мобильную связь и Интернет у всех операторов. Также АЗРК анализирует рынок на предмет монопольно высоких тарифов у одного из операторов.

Автор Индира Кусаинова

Источник inbusiness.kz