Кредитная история – официальный документ, ошибки в котором могут привести к проблемам. Казахстанцам стоит регулярно ее проверять, и сделать это можно в режиме онлайн.
Иллюстративное фото: freepik.com / rawpixel.com
У каждого казахстанца, кто хоть раз брал заем, есть кредитная история. Это официальный документ, в котором хранится информация о всех займах, которые человек когда-либо брал, а также о том, возвращал ли он их своевременно и не допускал ли просрочек.
В связи с этим казахстанцам следует держать свою кредитную историю на контроле. Как напомнили в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка, каждый гражданин имеет право бесплатно получить свой персональный кредитный отчет один раз в год. Повторно запрашивать можно, но только платно.
Получить персональный кредитный отчет можно разными способами:
- через сайт или приложение Первого кредитного бюро;
- через портал "Электронного правительства";
- через Государственное кредитное бюро;
- в отделениях "Казпочты", в Центре обслуживания населения или в офисе Первого кредитного бюро.
Если окажется, что в отчете есть недостоверные данные, например запись о просрочке по уже погашенному займу или полностью выплаченному кредиту, то сразу же нужно обратиться в банк или в микрофинансовую организацию (МФО), где он был оформлен – они должны исправить ошибку.
Оспорить недостоверную информацию можно бесплатно через сервис "Оспаривание информации в кредитной истории", который доступен на сайте "Электронного правительства", в приложении eGov Mobile, на медиа-портале FinGramota и на официальном сайте Первого кредитного бюро.
Перед заявлением нужно получить актуальный кредитный отчет, а также указать свой ИИН, номер телефона и приложить документы, доказывающие наличие ошибки.
Это важно, нельзя оставлять ошибки в кредитной истории. Дело в том, что по ней банки и МФО оценивают платежеспособность заемщика и на ее основе принимают решение – выдать кредит или нет. Чем лучше кредитная история, тем выше шанс получить заем на выгодных условиях. Если есть ошибки, банк может просто отказать в выдаче займа, будь то ипотека или просто покупка смартфона.
Также казахстанцы могут подключить услугу "Контроль кредитной истории", которая позволит получать уведомления при появлении новых займов, просрочек, изменений задолженности и других событиях.
Кроме того, граждане могут заранее защититься от появления любых займов с помощью добровольного отказа от кредитов. О том, зачем нужен такой сервис и как им воспользоваться, мы подробно рассказывали здесь.
Автор Илья Манаев
Источник nur.kz