Правление Нацбанка, в соответствии с Законом РК от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности», постановило утвердить прилагаемые правила предоставления микрокредитов электронным способом. В том числе, в постановлении финрегулятора объясняются основные причины отказа в кредитовании граждан, передает prodengi.kz.

«Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2020 года и подлежит официальному опубликованию», - указал председатель Национального банка Ерболат Досаев в документе от 16 августа 2019г.

Процедуры безопасности

Микрофинансовая организация предоставляет микрокредиты электронным способом в соответствии с процедурами безопасности, установленными внутренними документами МФО и договором.

Процедуры безопасности обеспечивают:

1) достоверную идентификацию клиента и его право на получение микрокредита электронным способом;
2) выявление наличия искажений и (или) изменений в содержании электронных документов, на основании которых клиенту предоставляется микрокредит;
3) защиту от несанкционированного доступа к информации, представляющей тайну предоставления микрокредита, и целостность данной информации.

Предоставление микрокредита электронным способом является санкционированным в случае выполнения клиентом процедур безопасности, установленных внутренними документами микрофинансовой организации и договором.

Микрофинансовая организация обеспечивает хранение подтверждения об отправке и (или) получении сообщений, на основании которых клиенту предоставлен микрокредит.

Указанные документы хранятся в течение пяти лет (по беззалоговым микрокредитам) и десяти лет (по залоговым микрокредитам) после выполнения всех обязательств по договору и истечения срока его действия.

По запросу клиента микрофинансовая организация предоставляет ему подтверждение об отправке и (или) получении электронных документов, подтверждающих предоставление (получение) микрокредита, в порядке и сроки, предусмотренные договором.

Меры от несанкционированного доступа

«При обнаружении несанкционированного доступа к информации, составляющей тайну предоставления микрокредита, ее несанкционированного изменения, осуществления несанкционированного платежа и (или) перевода денег и иных несанкционированных действий, микрофинансовая организация уведомляет об этом клиента, в отношении которого были допущены такие действия, не позднее следующего рабочего дня после их обнаружения», - подчеркивается в документе.

В случае возникновения несанкционированных действий, указанных в пункте 17 Правил, микрофинансовая организация незамедлительно принимает все необходимые меры для устранения их последствий и предотвращения их допущения в будущем.

Приостановление и прекращение предоставления микрокредитов электронным способом

Микрофинансовая организация приостанавливает или прекращает предоставление клиенту и (или) обслуживание микрокредита в случаях:

1) нарушения клиентом порядка и условий получения и (или) обслуживания микрокредита электронным способом, предусмотренных договором;
2) неисправности технических средств, обеспечивающих предоставление микрокредита электронным способом;
3) по иным основаниям, предусмотренным Законом и Законом о ПОДФТ, Гражданским кодексом РК и договором.

«В случае приостановления или прекращения предоставления и (или) обслуживания микрокредита по основаниям, предусмотренным пунктом 19 Правил, микрофинансовая организация уведомляет клиента в порядке и сроки, установленные договором, за исключением случаев приостановления или прекращения предоставления и (или) обслуживания микрокредита, предусмотренных подпунктом 3) пункта 19 Правил. При устранении причин, повлекших приостановление права клиента на получение микрокредита электронным способом, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, возобновляет оказание клиенту услуг по предоставлению и облуживанию микрокредита с последующим его уведомлением письменно либо в электронной форме, за исключением случаев приостановления или прекращения предоставления и (или) обслуживания микрокредита, предусмотренных подпунктом 3) пункта 19 Правил», - поясняет глава Нацбанка.

Между тем клиент вправе заново обратиться за получением микрокредита электронным способом после устранения причин отказа микрофинансовой организации в предоставлении микрокредита электронным способом.

Хранение электронных документов при предоставлении микрокредита

По данным постановления, электронные документы хранятся в том формате, в котором они были сформированы, отправлены или получены с соблюдением их целостности и неизменности и не требуют распечатки или иного отображения содержания электронного документа на бумажном носителе с целью хранения.

«Порядок и сроки хранения электронных документов определяются внутренними документами микрофинансовой организации разработанными в соответствии с Законом», - заключается в документе.