Фактически замороженный в условиях карантина внутренний валютный рынок позволил Нацбанку не только обойтись без майских интервенций, но и значительно увеличить свои активы в свободно конвертируемых валютах.

Американская пресса удивилась состоянию богатейших россиян ...

Напомним, в мае не работали небанковские обменные пункты, а отделения и филиалы БВУ функционировали в ограниченном режиме. К тому же значительная часть населения лишилась текущих доходов из-за остановки бизнеса во время жестких карантинных ограничений.

Как пояснил регулятор, за последний месяц весны банки второго уровня увеличили объем средств на счетах в Нацбанке. Также  состоялась плановая реализация монетарного золота в Национальный фонд РК и покупка валюты у субъектов квазигосударственного сектора

В итоге активы в СКВ выросли за май на 11,2%. В абсолютном выражении — на $1 млрд 88 млн. С начала текущего года прирост составил 7,4% ($749 млн). В последний раз столь значительное увеличение валютных активов Нацбанка наблюдалось в сентябре прошлого года – почти 12%.

Активы же в монетарном золоте, на которые сейчас приходится большая часть международных резервов Нацбанка, уменьшились за май на 0,7%. В абсолютном выражении – на $137 млн.

Резервы растут

В итоге валовый объем резервов увеличился на 3,1% ($951 млн)до $31 млрд 508 млн. С начала текущего года рост составил 8,8%, или $2 млрд 550 млн.

Столь впечатляющий результат выглядит довольно неожиданным в условиях низких нефтяных цен и потерь отечественной экономики в условиях режима ЧП. Ведь

в прошлом, 2019 году — более благополучном по макроэкономическим условиям — золотовалютные резервы Нацбанка уменьшились на 6,4%, а в 2018 – на 0,2%

С другой стороны, механизм стабилизации обменного курса тенге к доллару за счет конвертации на внутреннем рынке значительных средств Нацфонда при одновременном пополнении валютных активов Нацбанка путем обязательной продажи валютной выручки госкомпаний и другими адмресурсами, задействованный в условиях режима ЧП, может стать соблазном сделать его не временным, а постоянным.

На деле такая практика может привести к отрыву реального обменного курса от номинального с созданием его иллюзорной стабильности

Майская динамика резервов Нацбанка выглядит явным контрастом на фоне перемен аналогичных показателей Банка России. Хотя в соседней стране, с которой Казахстан состоит в Евразийском экономическом союзе, также действовали карантинные ограничения.

Международные резервы последнего увеличились за последний месяц весны лишь на 0,02% до $566 млрд 134 млн, а в абсолютном выражении – на $122 млн. При этом валютная часть резервов Центробанка уменьшилась на 0,3% ($1 млрд 359 млн) — до $438 млрд 568 млн. А его резервы в монетарном золоте увеличились на 1,2% ($1 млрд 482 млн) — до $127 млрд 566 млн.

Автор Тулеген Аскаров

Источник 365info.kz