Топовые беспокойства
Практически у всех руководителей компаний как по миру, так и в Казахстане наблюдается пессимистичный настрой относительно перспектив экономики. По мере восстановления после пандемии COVID-19 потребуется больше информации для реализации бизнес-планов. В каких-то ситуациях первым лицам организаций придется двигаться по наитию. К такому выводу пришли специалисты компании PwC в результате ежегодного опроса топ-менеджеров компаний.
Торговые конфликты оказывают сильное влияние на Казахстан на микро- и макроуровне. Ввиду этого казахстанские руководители отмечают важность адаптации стратегии и риск-процедур внутри компании для дальнейшего ведения деятельности. Пандемия COVID-19 вызвала серьезный резонанс. Пока неясно, насколько сильным будет урон для мировой экономики, но период рецессии и восстановления будет долгим. Шоковые потрясения на сырьевых рынках, закрытие границ и торговые ограничения нарушили цепочки поставок по всему миру. Все эти события, очевидно, отражаются на экономике Казахстана.
«Наша экономика – производная от экономик других стран. Любая война, которая повлекла, к примеру, спад в США, Китае или России, отдается эхом в Казахстане. Когда происходит конфликт, который эмоционально задевает большое количество людей, и в медийном пространстве начинаются тревожные темы, то у населения снижается готовность инвестировать в свое среднесрочное и долгосрочное будущее. Взамен растет спрос на здесь и сейчас. Бизнес в нашей компании в этом плане уязвим, потому что мы предлагаем людям долгосрочное развитие себя и своей карьеры как предпринимателя. Это требует времени – год, два, три. Но когда человеку предлагают мгновенные высокие доходы, то соблазн такого предложения бывает слишком велик, и люди отказываются от хорошей долгосрочной карьеры. В период кризиса мошенников по типу очередного МММ становится больше. Каждая из таких организаций существует недолго, но успевает увести людей от нормальной работы и еще больше подорвать их уверенность в завтрашнем дне. Такой негативный фон плохо сказывается на индустрии прямых продаж.
Пандемия ведет к ослаблению деловых связей на всех уровнях организации. Это негативный фактор, который мы будем восстанавливать в течение года. Внешнее влияние, связанное с ценой на нефть и курсом доллара, частично сопряжено с пандемией, но, скорее всего, в большей степени является проявлением геополитической борьбы и экономической войны на рынке производителей нефти. Этот фактор будет плохо влиять на наш бизнес в ближайшей перспективе», – отмечает Константин Кулинич, «Мэри Кэй Казахстан».
Интересно, что в этом году мнения предпринимателей в отношении приоритетных стран для развития бизнеса изменились – сократилось число казахстанских респондентов, отметивших ведущие мировые экономики – Россию, США, Китай. А на второе место вышел Узбекистан (37%) как одна из крупнейших развивающихся стран в среднеазиатском регионе. Также в топе Азербайджан и Турция, а Кыргызстан спустился с 11% в прошлом году до 7%.
Представители казахстанского и мирового бизнес-сообществ обеспокоены регулированием в конкретно применимых областях, а также в отношении конфиденциальности данных и кибербезопасности.
«В нашей республике зачастую копируют международный опыт, не совсем понимая, зачем. Можно вспомнить истории с блокировками. Игроков рынка e-commerce обязывают предоставлять данные государственным органам, но мы переживаем за конфиденциальность. Мы готовы предоставлять их по требованию, но не по умолчанию. На мой взгляд, высока вероятность утечки данных к конкурентам.
Беспокоит регулирование в сфере защиты прав потребителей. С точки зрения договоров мы защищены, но существуют схемы, при использовании которых мы можем оказаться в роли пострадавших. И неважно, что услуга не оказана перевозчиком, а мы выступаем всего лишь агентом. Таким образом, на линии огня мы оказываемся в travel-сегменте, когда покупатели, апеллируя к Закону «О защите прав потребителей», требуют вернуть деньги за невозвратные билеты. На самом деле в законе нет такой нормы. Регулирование должно учитывать участие агента в структуре оказания услуг. Подобные случаи могут перевернуть годовую деятельность компании. Договор заключается между перевозчиком и клиентом. В этом случае регулирование было бы полезно», – комментирует Рамиль Мухоряпов, Chocofamily Holding.
Существенное количество руководителей как глобально (94%), так и в Казахстане (71%) считают, что правительства стран введут новое законодательство с целью регулирования контента в интернете и социальных сетях.
«Уже сейчас вступают в силу законопроекты, регулирующие интернет-пространство, потому что интернет стал слишком серьезным бизнесом, влияющим на жизнь людей. Здесь есть и плюсы, и минусы. Из плюсов – люди научились понимать ситуацию, задавать правильные вопросы. Из минусов – злоупотребление интернетом, террористические угрозы и т.д. Я думаю, что пройдет определенный период, эта сфера зарегулируется, и все станет более понятно и безопасно», – отмечает Николай Бабешкин, Kolesa Group.
«В нынешней непростой ситуации для бизнеса по-прежнему существуют реальные возможности дальнейшего развития. В течение последних 10 лет компаниям приходится работать в сложных условиях. За это время многие из них начали реализовывать адаптивные стратегии, внедрять новые технологии и совершенствовать IT-инфраструктуру. Как следствие, они сконцентрировали внимание на том, чтобы соответствовать меняющимся ожиданиям, а также накопили необходимый опыт. Все это позволит пережить экономический спад и обеспечить дальнейшее развитие бизнеса», – заключает управляющий партнер PwC Kazakhstan Дана Инкарбекова.
Автор Ирина Слободская
Источник kapital.kz