К 2023 году средняя зарплата казахстанских врачей составит 561 тыс. тенге. Медработников — 210 тысяч. Но карательная практика отъема денег у больниц из-за ошибок может плохо отразиться на стараниях минздрава,пишет 365info.
О новшествах рассказал министр здравоохранения Алексей Цой.
«В 2021 году средняя зарплата врачей составит порядка 320 тыс. тенге, 561 тыс. в 2023 году. А медработников в 2021 году – 173 тыс., 210 тыс. в 2023 году», – заявил министр.
На повышение оплаты труда 247 тысяч медицинских работников в республиканском бюджете предусмотрены:
- 222 млрд тенге в 2021 году
- 362 млрд тенге в 2022 году
- 557 млрд тенге в 2023 году
Кроме того, в планах министерства пересмотр тарифов на медицинские услуги. Новые тарифы предусмотрены на лечение больных COVID-19 в стационаре и оказание им медицинской реабилитации после перенесенного заболевания в расчете на койко-дни. Параллельно ведомство разработало тарифы на мобильные бригады и дистанционные консультации.
Спокойствие, только спокойствие
За чей счет все эти новшества? Не лягут ли все финансовые траты на плечи пациентов?
Об этом наша беседа c президентом Национальной ассоциации Primary health care Толебаем Рахыпбековым.
Толебай Косиябекович, когда вырастут тарифы на медицинские услуги и повысят зарплату медикам, потребители пострадают?
— Нет. Они сколько отчисляли в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС), столько и будут. Вообще, в планах государства было постепенное повышение взносов в фонд, но из-за пандемии этот процесс приостановлен. Сейчас он составляет 2% от фонда зарплаты. В Германии, к примеру, это 14,2%. Из них 50% оплачивает работодатель и 50% сам работник. Даже пенсионеры с пенсии 5% оплачивают.
Когда в Европе узнают, что мы платим всего 2% и еще возмущаемся по этому поводу, очень удивляются
Потому что этих 2% катастрофически мало. И государство по-прежнему бесплатно оказывает экстренную помощь, лечит онкологию и даже алкоголиков в наркодиспансерах.
Так что напрямую на нас с вами повышение тарифов влиять не будет.
Но если изменятся тарифы, на эти 2% мы сможем получить еще меньше услуг, чем сейчас, не так ли?
— Снова не так. Потому что повышение тарифов увеличит подушевое финансирование первичной медико-санитарной помощи и клинико-затратных групп больниц из ФСМС. Так что наоборот, для населения это улучшение.
Отмечу, что для нормального функционирования медучреждений в структуре их расходов фонд заработной платы должен составлять не более 60%
Однако есть такие больницы, где эта цифра составляет все 90%. А если поднять зарплату медикам, не повысив тарифы, не будет развития здравоохранения. Не на что будет закупать лекарства и оборудование.
Нерыночные тарифы
Речь идет о том, что тарифы изменятся и на услуги первичной медико-санитарной помощи, и на лечение онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. Это значит, что вся медицина переходит на платные рельсы?
— Тарифы на все это существуют и сейчас. Бюджет или ФСМС оплачивает каждую услугу по утвержденному прейскуранту.
Но есть несправедливость — не все понесенные медучреждениями расходы на лечение пациентов покрываются государством
Вот министр и говорит о том, чтобы экспериментально приблизить тарифы к реальным ценам и деньгам, которые тратят больницы и поликлиники. В каждой есть отделения, которые хорошо зарабатывают, а есть такие, которые сами себя прокормить не могут. Как раз из-за низких тарифов. Должна быть самоокупаемость каждого пролеченного случая, где бы это лечение ни проходил пациент — амбулаторно, экстренно или в стационаре.
Так вот, увеличение тарифов, наоборот, усилит социальную защиту пациентов. Финансирование здравоохранения, запомните, это не финансирование больниц, это социальная защита населения.
В каждом медучреждении есть отделение платных услуг, пациентам эти услуги будут по карману?
— Если больница взимает плату за услугу, входящую в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, ФСМС штрафует. Так что никому не выгодно нарушать утвержденные требования. А в этот гарантированный объем, к слову говоря, входит лечение почти всех болезней. Уже и реабилитация вошла туда.
Платные услуги в основном связаны с какими-то персональными пожеланиями пациентов. Одноместная палата или индивидуальное питание
И тарифы на них устанавливаются отдельно на основании рыночного ценообразования. С этим все в порядке.
А что касается тарифов на услуги, входящие в гарантированный объем, там тарифы настолько низкие, что многие частные клиники не хотят участвовать в системе ФСМС. Им проще и выгоднее работать на рыночных основаниях.
Система мотивации
Допустим, повысят зарплату медикам и поднимут тарифы. А качество работы системы здравоохранения расти будет?
— С этим проблема. Потому что сегодня из-за неправильно заполненной документации ФСМС штрафует больницы на внушительные суммы. И это отражается на всем персонале. Недавно
мы побывали в Кыргызстане — там от штрафов отказались 5 лет назад, заменив карательную систему мотивационной. И качество медуслуг улучшилось
Наша ассоциация считает, что оплата труда работников системы здравоохранения должна строиться на основе некоего базового оклада, к которому за квалификацию и эффективную работу идут надбавки. Это будет стимулировать качество медицинской помощи.
Например, если доплачивать врачам за раннее выявление наружных локализаций рака, они будут активнее заниматься профилактическими осмотрами
За операции без осложнений тоже следует доплачивать. Любой работник системы, у которого есть возможность получить еще оклад к своему окладу за счет качественного оказания помощи, хорошего отношения к пациентам и соблюдения всех стандартов и требований, будет совсем иначе относиться к своей работе. Карательная же система ошибок персонала никак не исключает, а стимул хорошо работать отбивает.
Ассоциация поднимала эту проблему на уровне руководства минздрава и ФСМС, но пока технически отойти от системы штрафов не получается
В итоге отдельные медучреждения становятся очень близки к банкротству, не говоря уже о каких-то доплатах сотрудникам. В 2020 году, после скандала с приписками, с перепугу у больниц отобрали 4,7 млрд тенге. И никто не подумал, что стало с этими больницами. А ведь туда ходят пациенты, на их обслуживании отсутствие денег не может отразиться положительно.
Справедливое финансирование
До 2025 года запланировано довести расходы на здравоохранение до 5% от ВВП. Это радует. Потому что мы посчитали, что здравоохранение, получающее менее 5,5% от ВВП, не может быть эффективным. Сейчас, по моим данным, этот показатель составляет 1,9% от ВВП. Министерство дает показатели до 3%. Но и это очень мало.
Если в бюджете нет денег, как министр хочет к 2023 году поднять зарплату работникам системы?
— Трехлетний бюджет уже утвержден, так что деньги есть. А вот распределение их нужно пересмотреть на мотивационной основе.
В сентябре 2020 года, в разгар пандемии, президент распорядился выделить 150 млрд тенге на повышение зарплаты медикам. Выделили. А когда распределяли, забыли о водителях, а также о социальных работниках и психологах, которые входят в команду семейных врачей. Потому что президент оговорился, сказав о повышении зарплаты только медработникам.
В итоге психологи продолжают получать 70 тысяч тенге. Кто останется работать в системе при такой зарплате?
Что радует, министр здравоохранения и профильный вице-премьер об этой проблеме знают. Поэтому в 2023 году повышение зарплаты коснется всех работников системы.
Автор Александра Алехова
Источник 365info.kz