Популярность электронных торговых площадок в республике растет второй год подряд.

 6 юридических правил для бизнеса при работе с маркетплейсами — Секрет фирмы

Объем рынка розничной электронной коммерции в Казахстане за полгода достиг 426 млрд тенге, что в два раза больше, чем за первое полугодие 2020-го. Об этом сообщает PwC Казахстан. По оценкам экспертов, доля продаж через маркетплейсы в e-commerce уже превысила 61%. редакция рассказывает о популярности российских электронных супермаркетов у казахстанцев.

Взрывной рост 2021-го

Тот факт, что казахстанцы стали чаще и больше покупать у двух крупнейших российских ретейлеров – Wildberries и Ozon – подтверждают в пресс-службах компаний. Конкретные цифры в деньгах не называются, но о динамике говорят и относительные показатели.

«В 2021 году Ozon значительно усилил свое присутствие в республике. В первую очередь, за счет упрощения процедур по доставке товаров через Казпочту. В январе-ноябре этого года количество заказов, сделанных казахстанцами на Ozon, выросло в 18 раз (в годовом сопоставлении). Оборот интернет-площадки в РК за это время увеличился в 15 раз», - сообщила Kursiv.kz генеральный директор Ozon Marketplace в Казахстане Мольдер Рысалиева.

Чаще всего казахстанцы заказывают на этой электронной торговой площадке продукты питания длительного хранения и детские товары. Последняя категория, в частности, товары для новорожденных, является самой быстрорастущей. Популярными товарами у казахстанцев из ассортимента Ozon являются детская молочная смесь, овсяная каша и подгузники.

Через маркетплейс Wildberries казахстанцы наиболее часто покупают косметику и парфюмерию, одежду, нижнее белье, книги, а также различные товары для дома.

«Самыми динамичными темпами в Казахстане в этом году рос спрос на фото- и видеотехнику (плюс 147%), ювелирные украшения и товары для спорта (в два раза)», - отмечают специалисты пресс-службы Wildberries в Казахстане.

Не только покупки, но и продажи

Российские маркетплейсы становятся популярными площадками не только для розничных покупателей, но и для предпринимателей из Казахстана. За 2021 год оба портала увеличили количество казахстанских продавцов, в общем до 10,3 тыс.

Из них 700 бизнесменов из Казахстана начали торговать на сайте Ozon. По словам Мольдер Рысалиевой, чаще всего на площадке регистрируются продавцы электроники, детских товаров и товаров для дома.

Большая часть предпринимателей (9,6 тыс.) предпочли выкладывать свою продукцию на витрины Wb. На то есть несколько причин. Во-первых, ретейлер Татьяны Бакальчук раньше других начал активно развивать свои сети в Казахстане. К началу 2021 года на Wildberries было зарегистрировано менее тысячи казахстанских продавцов, а к декабрю к ним присоединились еще 8,9 тыс. предпринимателей из РК, сообщает пресс-служба Wb.

chto-kazaxstancy-prodayut-i-pokupayut-na-rossijskix-marketplejsax (2).jpg

Во-вторых, этот маркетплейс имеет несколько сортировочных центров внутри страны. С ними продавцам выходит дешевле, так как это позволяет сократить затраты на транспортировку и сроки доставки.

«Продукция местных предпринимателей пользуется высоким спросом у покупателей Wb. За январь-ноябрь продажи предпринимателей из Казахстана выросли на 264% (при сопоставлении в единицах товаров). Наиболее динамичными темпами рос спрос на одежду (в девять раз), хозтовары (в четыре раза), косметику и парфюмерию (в три раза), а также продукцию для новорожденных (плюс 181%)», - готовится в ответе пресс-службы Wb на запрос редакции.

Эксперты Центра развития торговой политики «QazTrade» (организация, подведомственная Минторговли РК – прим. автора) называют более значимую причину столь активного предпринимательского интереса к этим площадкам со стороны казахстанцев.

«Ранее, одним из больших ограничений для регистрации на Wb и Ozon было требование по обязательной регистрации продавца в качестве юридического лица в России. В 2021 году эти условия были отменены», - поясняют специалисты QazTrade.

Кроме того, по словам сотрудников Центра развития торговой политики, помимо технических проблем, многие продавцы и товаропроизводители относились с определенным скепсисом с возможностями ведения бизнеса через электронные каналы сбыта. Некоторые просто не знали, как регистрироваться, работать в электронном формате. И этот фактор относится не только к зарубежным, но и к российским маркетплейсам, в которых для казахстанцев нет языкового барьера.

Ранее редакция писала о динамике роста электронной розничной торговли в Казахстане за 2020 год. Общий объем продаж за этот период вырос на 82%, его спровоцировала пандемия и введенные ограничения.

Также рассказывалось, какие именно секторы интернет-торговли особенно росли на фонде коронакризиса. По словам участников рынка, рост пришелся в основном на fashion-сегмент, товары для детей, продукцию для дома и дачи.

Автор Ирина Осипова

Источник kursiv.kz