Растет число взяток, бездействия по службе и халатности, сообщает 365info. 

Коррупция — нравственный порок. Как его лечит Церковь? | Публикации |  Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии

Совокупный портрет коррупционера, а также причины и мотивы описали эксперты фонда Transparency Kazakhstan. В числе прочего выяснились и некие особенности. Например, у самых «дорогих» (то есть нанесших наибольший ущерб) коррупционных дел один из самых низких процентов доведения до суда.

Исследователи проанализировали временной промежуток с 2019 по конец ноября 2021 года по всем регионам Казахстана. Всего чуть более 1,5 тыс. уголовных дел.

Снизилось число коррупционных дел, доведенных до суда

Сначала эксперты проанализировали статистику всех преступлений, а затем коррупционных. Это для определения доли коррупционных преступлений и их ущерба относительно остальных.

В числе прочего отметили общий тренд на снижение преступности в стране, в том числе по коррупционным преступлениям. Также снизилась доля коррупционных преступлений в общем числе. С 2011 года она не превышала 1,3% от общего числа преступлений.

 

Непосредственно в коррупционных преступлениях исследователи отметили следующие тенденции:

  • растет количество дачи взяток, бездействия по службе и халатности
  • снижается количество служебного подлога, злоупотреблений должностными полномочиями, незаконного участия в предпринимательской деятельности, получения взяток и посредничества во взяточничестве
  • крайне мало или отсутствуют преступления про присвоению полномочий должностного лица и воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности
  • за три года наблюдается динамика снижения совершенных коррупционных преступлений, но доля в общем числе совершенных преступлений в сравнении с периодом 2015 — 2018 годов повысилась на 0,3%.

Также проанализировали статистику дел, доведенных до суда.

В целом качество проработки на стадии досудебного расследования улучшается

Рост составил практически 10% (с 20% до 30%). Однако по коррупционным преступлениям соотношение дел, доведенных до суда, снизилось с 75% до 62% за три года. Выяснилось, что до суда доходит в пять раз меньше дел, возбужденных по халатности, и в четыре раза меньше дел по бездействию по службе и превышению власти или должностных полномочной.

 — Следует отметить, что эти категории преступлений сами по себе сложно доказуемые. Отмечается рост соотношения доли дел, доведенных до суда по посредничеству во взяточничестве, — говорится в работе.

Больше всего страдает государство, затем — физические лица

Также исследователи проанализировали динамику по ущербу. Ущерб от коррупционных преступлений замыкает тройку самых значительных объемов ущерба наряду с преступлениями против собственности и в сфере экономической деятельности.

Максимальная доля коррупционных преступлений в общем ущербе была в 2019 году – 5%. В 2020 году ее доля снизилась до 2,9%, но в 2021 снова возросла — до 4,4%. Наибольший вклад в ущерб от коррупции вносят злоупотребление должностными полномочиями и халатность, в 2021 году – получение взятки.

Примечательно, что самые «дорогие» виды коррупции входят в число дел с низким процентом, доведенных до суда,— отметили авторы.

При этом наибольший ущерб был нанесен интересам государства, на втором месте физические лица, замыкают тройку юридические лица. Эксперты отметили, что государству и компаниям коррупционные преступления стали обходиться дороже. А ущерб населению имеет тенденцию к снижению.

Далее провели анализ по категориям потерпевших граждан за период с 2019 по конец ноября 2021 года. Треть ежегодно приходится на женщин: в 2019 — 39, в 2020 — 49, в 2021 — 30. Основная доля потерпевших — молодежь и люди среднего возраста: 21-29 лет — 27,6%, 30-39 лет — 43%.

Это свидетельствует о том, что при выборе возрастных и социальных категорий для правового обучения и антикоррупционного просвещения особое внимание необходимо уделять молодежи, которая чаще остальных оказывалась потерпевшей стороной

Акцент целесообразно делать на разъяснение недопустимости и наказуемости по даче и получении взяток, повышения правовой грамотности с целью снижения возможностей для случаев злоупотребления и превышения должностных полномочий, халатности со стороны госслужащих, — считают авторы.

Более 80% коррупционных преступлений совершают мужчины

Далее эксперты составили некий «усредненный портрет коррупционера в Казахстане». Для этого использовали материалы уголовных дел (с обвинительными решениями судов) — чуть более полутора тысяч за период с 2019 по конец ноября 2021 года. Изучение позволило сделать следующие выводы:

83% коррупционных преступлений совершают мужчины, 17% приходится на женщин

Диапазон возраста мужчин-коррупционеров охватывает 18-71 год, две трети коррупционных преступлений были совершены ими в возрасте 26-39 лет. В среднем ежегодно в этом возрасте мужчинами совершено 20-40 коррупционных преступлений.

30% коррупционных преступлений совершили мужчины руководящего уровня.

Чаще всего обвинительные решения против мужчин-коррупционеров выносились за получение, дачу взяток, злоупотребление и превышение полномочий.

Среди женщин, осужденных за коррупцию, возрастной диапазон колеблется в пределах 22-62 лет. На долю женщин-руководителей пришлось 29% коррупционных преступлений.

Пик совершения коррупционных преступлений среди женщин приходится на возраст 28-43 года. Ежегодно женщинами в этом возрасте было совершено в среднем 4-6 коррупционных преступлений.

Дамы оказывались фигурантами уголовных дел по фактам дачи и получения взятки, посредничества во взяточничестве, служебного подлога и превышения полномочий.

Десять особенностей отечественной коррупции — эксперты

Растет число взяток, бездействия по службе и халатности.

Самые коррумпированные в стране — сотрудники органов внутренних дел, акиматов (включая акимов) и налогового комитета, считают эксперты фонда Transparency Kazakhstan. Это показали результаты проведенного недавно исследования. Проанализировали период с 2019 по конец ноября 2021 года по всем регионам Казахстана и сделали ряд выводов.

Сомнительное «лидерство» оказалось у Алматинской области

Исследователи провели обзор динамики обвинительных приговоров по регионам. Период тот же — с 2019 по ноябрь 2021.

В 2019 году больше всего судебных решений по коррупции было вынесено в Алматинской области – 57, Шымкенте – 51, Нур-Султане – 45.

В 2020 году на первом месте по числу обвинительных решений о коррупции оказалась Западно-Казахстанская область – 68, сместив Алматинскую на вторую позицию с 59 решениями судов. В Алматы вынесено 43 решения.

За 11 месяцев 2021 года лидерами стали Алматинская область, Алматы и Нур-Султан (43, 37 и 37 соответственно).Далее проанализировали места работы и сферу деятельности осужденных коррупционеров.Больше всех оказалось сотрудников органов внутренних дел, акиматов, включая акимов, и налогового комитета

Далее следовали военнослужащие, работники министерств сельского хозяйства, здравоохранения и уголовно-исполнительной системы.

Со стороны населения чаще совершали коррупционные преступления наемные рабочие, водители автотранспортных средств, безработные, предприниматели и директора компаний.

На коррупцию приходится только треть всех преступлений, совершенных госслужащими. Эксперты также проанализировали динамику всех преступлений (не только коррупционных), совершенных госслужащими, работниками власти и управления.

До 35% нарушений госслужащих касаются коррупции. Однако в сравнении с данными 2018 года динамика подобных преступлений в общей массе снизилась с 45-49%.

Тем не менее коррупционные преступления остались самыми распространенными у госслужащих.На втором месте правонарушения против собственности, здоровья, нарушения в транспортной сфере, а также против личности, свобод и прав других граждан.

 В целом наблюдается тренд на снижение преступлений, совершаемых служащими государственной сферы, — говорится в исследовании.

83% коррупционных преступлений совершают мужчины.

По результатам исследования эксперты сделали ряд выводов. Среди них следующие:

1. Официальная статистика гласит, что доля коррупционных преступлений на протяжении последних трех лет снижается. Это отражает общий тренд по снижению всех видов преступлений в стране.

2. Растет количество дачи взяток, бездействия по службе и халатности. Снижается количество служебных подлогов, злоупотреблений и превышений должностных полномочий, незаконного участия в предпринимательской деятельности, получения взяток и посредничества во взяточничестве.

3. Доля коррупционных уголовных дел, доведенных до суда, снизилась. По мнению экспертов, это свидетельствует о снижении качества стадии расследования.

4. Наибольший ущерб от коррупции по злоупотреблениям должностными полномочиями, халатности и в 2021 году – получения взятки.

5. Доля возмещения ущерба на стадии досудебного расследования на высоком уровне – 93% в 2020 году, а по итогам 11 месяцев 2021 года — 84%.

6. Основная доля потерпевших от коррупционных преступлений среди населения приходится на молодежь и людей среднего возраста: 21-29 лет — 27,6%, 30-39 лет — 43%.

7. 83% коррупционных преступлений совершают мужчины, 17% приходится на женщин. Чаще всего обвинительные решения против мужчин-коррупционеров выносились за получение, дачу взяток, злоупотребление и превышение полномочий. Женщины оказывались фигурантами уголовных дел по фактам дачи, получения взятки, посредничества во взяточничестве, служебного подлога, превышения полномочий.

8. Наибольшее число судебных решений по коррупции было вынесено в Алматинской области, Шымкенте, Нур-Султане, Алматы и ЗКО.

9. «Первую тройку» коррупционеров представляют сотрудники органов внутренних дел, акимы и военнослужащие. По сравнению с 2018 годом число нарушений этими категориями служащих даже увеличилось. Хотя общий тренд идет на снижение.

10. Со стороны населения чаще совершали коррупционные преступления наемные рабочие, водители автотранспортных средств, безработные, предприниматели и директора компаний (ТОО, АО).

Автор Роман Иванов

Источник 365info.kz