Финансовый регулятор (АРРФР) подготовил пакет предложений по изменению регулирования потребительского кредитования ,  сообщает  forbes.kz.

Объём потребительских кредитов снижается в РК - Новости Казахстана и мира  на сегодня

Нововведения коснутся базовых элементов кредитования, что, по мнению инициатора изменений, должно привести к снижению темпов выдачи банками и микрофинансовыми организациями займов на потребительские цели.

Как сильно закредитовано население и каков масштаб проблемы – единого ответа не существует. У банкиров, экспертов и регулятора на этот счет разные мнения. Скорее всего, АРРФР идет на превентивные меры. Снижение уровня жизни населения ускорилось в период пандемии, и беззалоговые кредиты – едва ли не единственное средство преодоления кассового разрыва в семейных бюджетах. В 2021 году динамика роста выдачи потребительских кредитов на 33,5% стала максимальной за последние пять лет. В то же время, по данным «Первого кредитного бюро» (ПКБ), объем рефинансирования розницы за этот же период вырос на серьезные 56,4%, до 228 млрд тенге, а индекс кредитного «здоровья», отражающий долю заемщиков с высокой вероятностью возврата кредита, последние пять лет неуклонно снижается.

Чтобы не допустить накопления критической массы неплатежеспособных граждан, экстренно меняются правила игры, в том числе и через обсуждение законопроекта о банкротстве физических лиц, до этого, казалось бы, тихо спущенного «на тормозах». С другого фланга регулятор пытается оздоровить банковскую систему. С ростом просроченной задолженности населения, к которой неизбежно ведет раздача кредитов при формальном подтверждении дохода, не должна уйти «в песок» расчистка активов БВУ с участием в этом процессе государственных средств. Статистика показывает снижение объема основного долга займов с просрочкой свыше 90 дней при увеличении банковских провизий. Банки работают с токсичными кредитами, формируя под них защитные резервы, рост которых давит на банковские активы.

Регулятор намерен ужесточить риск-требования к капиталу БВУ, что позволит последним учитывать вероятность дефолтов заемщиков. Поэтому основные законодательные изменения касаются двух ключевых позиций кредитования: формул расчета годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) и коэффициента долговой нагрузки заемщика (КДН). В настоящее время в расчет ГЭСВ в обязательном порядке включены только страховые премии по договорам страхования заемщика. Другие затраты БВУ по выдаче займа, которые фактически оплачивает клиент, могут не отражаться в ставке. Непрозрачность приводит к ростовщичеству – закладыванию банком в ставке повышенной маржи.

Регулятор считает, что, исходя из международной практики и логики реальной стоимости кредита, в расчет ГЭСВ должны включаться все расходы, понесенные при получении займа. Включение в расчет всех платежей третьим лицам и скрытых комиссий банка позволит сделать прозрачными фактически понесенные затраты. Одновременно с этим регулятор намерен снизить ГЭСВ с текущих 56 до 30%.

Объясняя логику решения, генеральный директор ПКБ Руслан Омаров отмечает, что включение в ГЭСВ скрытых комиссий и платежей третьих лиц может увеличить стоимость кредитных денег для конечного заемщика – физического лица, однако если ГЭСВ будет снижена до 30%, заемщик выиграет. В худшем положении окажутся банки. Включение в ГЭСВ «потенциально скрытых комиссий и агентских вознаграждений приведет к снижению процентных доходов».

Таким образом, регулятор стремится «заморозить» интерес банков к наиболее рисковому и поэтому высокомаржинальному беззалоговому кредитованию. По данным ПКБ, по итогам 2021 года по потребительским залоговым кредитам медианное значение ГЭСВ составило 20–21%, среднее – 17,9%, по беззалоговым займам – 56 и 45,5% соответственно. К началу января 2022 года потребительские займы занимали в совокупном кредитном портфеле БВУ 30%.

Долги и доходы

Для снижения накала потребительского кредитования в состав пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов размера капитала регулятор предлагает ввести ранее отсутствовавший показатель – коэффициент долговой нагрузки заемщика банка. В случае принятия пакета изменений, прежде чем выдать беззалоговый потребительский кредит, открыть клиенту такую кредитную линию, выдать дополнительный заем, банк будет обязан оценить долговую нагрузку заемщика. Расчет КДН будет проводиться в два этапа: первый – оценка платежеспособности, второй – непосредственный расчет КДН. Оценка платежеспособности исходит из того, что доход должен быть выше нормы прожиточного минимума и в расчет нужно брать количество несовершеннолетних членов семьи.

По мнению экспертов, основной проблемой является определение реального, подтвержденного дохода клиента. «При условии, что клиент в состоянии подтвердить все свои доходы, как официальные, так и иные, финансовая организация сможет корректно рассчитать долговую нагрузку данного клиента и не допустить превышения КДН. Если же доход клиента будет основан на его заявлении, расчет долговой нагрузки может быть выполнен некорректно», – комментирует Омаров.

Предлагаемые регулятором нормы определяют доход заемщика на основании одного и (или) нескольких критериев. Прежде всего – официального дохода, под которым понимается среднемесячный доход, рассчитанный на основании одного и (или) нескольких документов: информации по обязательным пенсионным взносам, выписки с банковского счета, выписок со счетов, на которые поступают пенсионные выплаты, страховые выплаты по договору пенсионного аннуитета, заработная плата и иные доходы. Информация о доходах физического лица – индивидуального предпринимателя – рассчитывается на основании налоговых отчислений. Помимо этого, в расчет могут браться расходы и пополнения по дебетовой карте, остатки на депозите, суммы покупок в интернет-магазинах и наличие в собственности движимого и недвижимого имущества.

В свою очередь КДН заемщика рассчитывается как сумма ежемесячного платежа по всем непогашенным займам к среднему ежемесячному доходу за последние шесть месяцев. В настоящее время КДН ограничен 50%, когда заемщик может отдавать банку не более половины своего дохода. Пакет предложений убирает часть показателей, как считать этот коэффициент, но ужесточает требование главной идеей – без подтвержденного дохода получить кредит будет нельзя.

Экономист Владислав Туркин отмечает, что на данный момент КДН содержит определенную проблему, которая оказывает негативное влияние на целостное развитие финансового рынка и, самое главное, приводит к дополнительным издержкам для потребителей. «Коэффициент служит ограничением для осуществления агрессивного кредитования и выдачи займов лицам с неустойчивым доходом. Основным параметром коэффициента является доход заемщика, его официальная заработная плата, который в большинстве случаев отслеживается через выписку о пенсионных отчислениях», – поясняет Туркин. Однако, по его мнению, существует возможность дополнительного увеличения параметров дохода путем обоснованного учета дополнительных и (или) неучтенных доходов. Эксперт вспоминает, что в 2019 году было введено небольшое изменение, позволившее перевернуть игру на кредитном рынке. В результате «стало возможным учитывать анкетные данные об иных доходах, не подкрепляемых официальными выписками или документами, но эти доходы должны косвенно подтверждаться определенными статистическими данными». По факту, считает Туркин, единственная возможность для полной их верификации – это информация о переводах и движениях по карте. При этом верификация по переводам может осуществляться только в том банке, куда и был направлен запрос на выдачу кредита.

По словам собеседника, проблема в том, что на финансовом рынке сложилась ситуация, когда в платежных картах и переводах доминирует один банк, прежде всего благодаря своему технологическому превосходству и другим косвенным факторам. Этому также способствовала «структурная неразвитость отечественного депозитного рынка, в частности ранее поощрявшиеся способы вознаграждения по карт-счетам, как элемент форсированного стимулирования дедолларизации». Это в условиях описанного выше механизма регулирования «дает искусственное преимущество при осуществлении потребительского кредитования». И, как следствие, приводит к монопольному доминированию на рынке, искусственному получению большей возможности по расширению и выдаче потребительских кредитов в сравнении с конкурентами. «Опять же данное условие потворствует различным теневым оборотам и доходам, устраняя фактор в виде недоступности кредитов», – уточняет собеседник.

Туркин напоминает, что любая монопольная или олигопольная власть приводит к росту цен, а в случае банковского дела – к необоснованному завышению стоимости конечного продукта и получению сверхприбыли. «Подобную ситуацию мы можем наблюдать и в величине ставки по потребительским кредитам за счет наличия искусственного барьера. Так происходит формирование излишнего ценового буфера к естественным факторам процентной ставки по потребительскому кредитованию», – отмечает он.

По мнению собеседника, устранение искусственного барьера, дающего преимущество одному игроку, приведет к устранению дискриминации остальных участников, что позволит снизить излишнюю надбавку к процентной ставке и излишний темп кредитной активности.

Судя по всему, регулятор принимает во внимание положение дел в потребительском кредитовании. В активной стадии обсуждений – параметры запуска национальной платежной системы, основными компонентами которой станут межбанковская система платежных карточек и система мгновенных платежей. Полномасштабный запуск системы намечен на середину 2022 года. Ожидается снижение банковской комиссии при использовании мгновенных платежей с 2,5 до 1%, а также значительное ускорение расчетов между участниками и применение ими новых инновационных решений.

В любом случае рынок потребительского беззалогового кредитования ждет значительная трансформация. Принятие регуляторных поправок ставит вопрос удержания объема портфеля аутсайдерами потребительского кредитования. На данный момент высокие темпы выдач позволяют за счет временного гэпа работать с просрочкой. Стоит ожидать, что лидеры рынка не сильно понизят динамику, их технологическое превосходство и возможности более дешевого фондирования станут причиной еще большей концентрации потребительского кредитования в нескольких портфелях.

Автор  Татьяна  Батищева

Источник forbes.kz