В Национальной палате предпринимателей "Атамекен" заявляют, что действующий механизм министерства торговли и интеграции по регулированию цен РК на социально значимые продукты питания ставит предпринимателей в тупик , сообщает inbusiness.kz.
Эксперты НПП "Атамекен" подготовили анализ данного вопроса.
Товар, полученный от производителя за 200 тенге, подчеркивают в Национальной палате, не должен поступать в реализацию по 230 тенге. В реальности до приезда в магазин стоимость товара часто может превышать предельные 230 тенге. Таким образом, возникает вопрос: как продавец сможет продать товар дешевле, чем утвержденная цена?
Как устанавливаются цены на социально значимые продукты питания
В перечне социально значимых продовольственных товаров 19 видов продукции. Это: мука, хлеб, макороны, яйца, гречка, рис, сахар, подсолнечное и сливочное масло, мясо (говядина, курица), молочные продукты (молоко, кефир, творог), овощи (картофель, морковь, лук, капуста) и соль.
Законом "О регулировании торговой деятельности" (ст. 9) размер предельной торговой надбавки на товары установлен на уровне не более 15% цены производителя или цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки. То есть цена продавца от цены производителя не должна отличаться на 15 процентов. Это требование утверждено министерством торговли и интеграции.
Национальная палата предпринимателей "Атамекен" не поддерживает такую систему регулирования цен на социально значимые продукты питания и отмечает, что местными исполнительными органами цена поставщика не учитывается.
Однако сегодня акиматы, нарушая статью 9 Закона "О регулировании торговой деятельности", устанавливают максимально допустимые розничные цены на социально значимые товары без учета цен поставщика.
Последствия. Постановлением акимата Костанайской области от 13 января 2022 года № 12 утвержден предельно допустимый размер розничного торгового центра на социально значимые продовольственные товары в области:
1) капуста белокочанная – 104 тенге за килограмм;
2) картофель – 140 тенге за килограмм;
3) морковь столовая – 148 тенге за килограмм;
4) лук репчатый – 86 тенге за килограмм;
5) сахар-песок белый – 289 тенге за килограмм;
6) литр подсолнечного масла – 767 тенге.
На прилавках растет количество низкокачественных, недорогих товаров
Из-за такого требования на торговые прилавки попадают дешевые социальные товары (например, дешевое подсолнечное масло). При этом экономически нецелесообразными остаются производство и реализация более дорогих и качественных социально значимых продуктов питания.
Потеря доступа к рынку
При установлении предельно допустимой розничной цены на яйца производители экологически чистой продукции теряют доступ к рынку. В первую очередь к торговым сетям. Возникает риск перехода на нерегулируемые рынки сбыта социально значимых продуктов питания.
Дополнительные расходы должны быть учтены
Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.
При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, тарифы на транспортировку и другие. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС "Талдау").
Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует "в соответствии" с мировыми ценами на продовольственные товары.
Предложения Национальной палаты предпринимателей "Атамекен"
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается:
Источник inbusiness.kz