Стереотипов о коллекторах сложилось много.
Fingramota.kz развенчает их вместе с Назгуль Естеусизовой, председателем Национальной палаты коллекторов Казахстана.
Миф №1. Кредиторы обращаются к коллекторам сразу, как только возникла просрочка
На самом деле кредиторы – банки или микрофинансовые организации в течение 20 дней с момента возникновения просрочки уведомляют о ней заемщика. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. В уведомлении кредиторы сообщают заемщику о его праве подать заявление на реструктуризацию, но сделать это должнику необходимо в течение 30 дней, как возникла просрочка.
Если заемщик никак не реагирует, то кредиторы, как только просроченная задолженность будет составляет 90+ дней, вправе продать долги заемщиков коллекторскому агентству, передав в том числе свои права и обязанности по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита. Или кредитор может временно передать коллектору договор на досудебное взыскание и урегулирование задолженности, а также право на сбор информации, связанной с задолженностью.
Коллекторская деятельность осуществляется на основании порядка досудебного урегулирования задолженности. Согласно данному порядку, регламенту и правилам, определяемым законом о коллекторской деятельности, коллектор должен уведомить должника о наличии задолженности, необходимости ее урегулирования и последствиях непогашения задолженности.
Миф №2. С коллекторами взаимодействовать необязательно
На самом деле должники не имеют права не взаимодействовать с коллекторами, но третьи лица по закону могут отказаться от общения с ними. Коллектор, если у него не получается связаться с заемщиком, может позвонить родственникам и знакомым должника для того, чтобы установить место нахождения или контактные данные должника. Однако данное условие должно быть отражено в договоре банковского займа (микрокредита), заключенного с заемщиком.
Поэтому граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить о том, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства (юридический адрес), номера телефона, замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока действия, утери).
Должники, в свою очередь, могут взаимодействовать с коллекторами одним из следующих способов: личные встречи, телефонные переговоры, письменные или почтовые уведомления, все виды сообщений по сотовой связи, посредством интернета.
При этом заемщики вправе самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с работниками коллекторского агентства с помощью средств аудио- или видеотехники.
Миф №3. Коллектор может звонить и приходить когда угодно
На самом деле телефонные переговоры по инициативе коллекторского агентства должны осуществляться не более трех раз, с 8.00 до 21.00 часов в будние дни. При этом коллекторы не могут звонить с чужих телефонных номеров. Все телефонные номера коллекторских агентств для контактов с должниками официально зарегистрированы, и об этом коллекторские агентства уведомляют финансовый регулятор.
Что касается личных встреч, по месту жительства или месту регистрации заемщика, либо в помещении коллекторского агентства (филиала, представительства), то они должны происходить не более трех раз в неделю и только в будние дни с 8.00 до 21.00 часов.
Миф №4. Коллектор может изъять имущество у должника
На самом деле такое право есть не у коллектора, а у частного судебного исполнителя. Коллектор не может изъять имущество у должника, арестовывать его счета, вносить заемщика в реестр должников, ставить ограничения на выезд за границу, приостанавливать действие водительского удостоверения. Имущество у должника может быть изъято только по решению суда.
Таким образом коллектор уведомляет о наличии просроченной задолженности и необходимости ее урегулирования до суда. В случае судебных разбирательств, расходы должника могут возрасти в разы (судебные расходы, госпошлины, расходы за услуги частных судебных исполнителей и т.д.).
Миф №5. Коллектор не помогает погасить просроченную задолженность по кредитам
На самом деле коллекторы помогают должникам определить способ и сроки погашения просроченной задолженности по займам и микрокредитам. Когда коллекторские агентства выкупают проблемную задолженность, они могут на свое усмотрение объявить о списании процентов и пени определенным должникам.
Должнику в течение 30 календарных дней с момента получения информации о том, что его просроченная задолженность находится в работе у коллекторского агентства, необходимо обратиться к коллекторам с письменным заявлением об изменении условий кредитного договора.
В заявлении необходимо раскрыть сведения о причинах возникновения задолженности, подтвержденных обстоятельствах и фактах, обуславливающих данное ходатайство. Также необходимо предоставить достоверную информацию об образовании, уровне доходов и расходов, составе семьи, месте жительства, наличии имущества и иные сведения, необходимые кредитору.
Коллекторское агентство после получения письменного заявления должника обязано направить его кредитору в течение 10 календарных дней. Кредитор рассматривает предложенные условия изменения договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита в течение 15 календарных дней и в письменной форме сообщает коллекторскому агентству:
- о согласии;
- о своих предложениях по изменению условий кредитного договора;
- об отказе в изменении с указанием причин.
Коллектор должен проинформировать должника в течение 10 календарных дней после получения решения, принятого кредитором.
В случае возникновения спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами, граждане могут оставить заявку на сайте https://stop-collector.kz/ Национальной палаты коллекторов Казахстана, связаться по номеру телефона +7707 573 00 00, или обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру телефона +7776 508 33 00.
Для проверки на предмет соблюдения коллекторскими агентствами действующего законодательства и за защитой своих прав заемщики могут обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка с заявлением:
- в письменной форме по адресу: А15С9Т5, г.Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
- через портал электронного правительства egov.kz, информационную систему «e-Otinish»;
- через управления региональных представителей Агентства (по месту жительства).
Дополнительные консультации можно получить по короткому номеру call-центра Агентства «1459» или посредством мобильного приложения «Fingramota Online».
Источник fingramota.kz