Недавняя публикация о том, что экономика Казахстана продолжает стагнировать, основанный на отчете Высшей аудиторской палаты за 9 месяцев 2023 года, вызвал у наших читателей весьма бурную реакцию. Нераскрытым в материале остался вопрос, почему все-таки так сложилось и что мешает нашей стране наконец-таки вырасти. А ответ на него также содержится в данном отчете – виной всему те же закоренелые проблемы, о которых говорится десятилетиями , сообщает exclusive.kz .
Иллюстрированное фото: pixabay.com
Отдельная глава крупного отчета о деятельности Высшей аудиторской палаты посвящена выявлению финансовых нарушений, в том числе тех, которые не являются напрямую коррупцией, но все равно приводят к тому, что наша страна упускает возможность улучшить свое экономическое положение. В документе детально рассказывается об обнаруженных проблемах на примере двух квазигосударственных компаний, в которых в этом году были проведены масштабные аудиторские мероприятия, – РГП «Казводхоз» и АО НК «Kazakh Tourism».
Зависимость от бюджетных средств
Деятельность многих связанных с государством компаний основана на том, что для их функционирования необходимо получать субсидии из бюджета страны. Взамен они, по логике, должны приумножать полученные деньги за счет своей деятельности. Однако зачастую это не так, – полученные компаниями бюджетные средства попросту помогают им существовать, но не возвращаются в экономику.
Так, согласно отчету Высшей аудиторской палаты, в РГП «Казводхоз» только половина полученного за 9 месяцев дохода была получена благодаря основной деятельности – реализации услуг, связанных с подачей воды согласно утвержденным тарифам. Другая половина представляет собой расходы республиканского бюджета. Причем, если дополнительно учесть средства, потраченные государством на пополнение уставного капитала, то доля бюджетных средств в доходе РГП оказывается еще выше – 71%.
Всего за последние 5 лет «Казводхоз» получил из бюджета страны 146 млрд. тенге, из которых больше трети – 47,1 млрд. или 32,2% – использовались на пополнение уставного капитала. Еще 99 млрд. тенге государство вкладывало в то, чтобы «Казводхоз» мог эксплуатировать водохозяйственные объекты, природоохранные попуски и реконструировал системы водоснабжения.
То есть, опять же, фактически все вложенные в компанию средства просто использовались на продление ее существования. И к увеличению дохода они не приводили. Более того, часть средств вовсе в итоге «зависала» на балансе, хотя могла использоваться как инвестиция на улучшение своих условий, которая бы положительным образом повлияла на экономику.
Положительная финансовая устойчивость РГП «Казводхоз» (98%), рассчитанная через коэффициенты финансового анализа, по сути является «мнимой», так как данный показатель искажается за счет остатка свободных денежных средств на контрольном счете наличности порядка 19 млрд. тенге, не приносящих доход и не работающих на развитие предприятия. Указанные средства накапливаются на счете Казводхоза с 2018 года в связи с отставанием в реализации инвестиционных проектов и не имеют тенденции к уменьшению: на 31.12.2020 года – 18,8 млрд тенге, на 31.12.2021 года – 19,8 млрд тенге, на 31.12.2022 года – 19,7 млрд тенге, – указывается в отчете палаты.
Высшая аудиторская палата рекомендовала министерству национальной экономики и министерству финансов вернуть остатки неосвоенных средств, которые «зависли» на счетах «Казводхоза», однако до сих пор к этой рекомендации не прислушались.
Отсутствие специалистов и достаточного контроля
Высшая аудиторская палата отметила, что из-за недостаточной заработной платы, которая ниже среднереспубликанского значения на 44%, «Казводхоз» не может набрать квалифицированные рабочие кадры.
Особенно большой проблемой для государственной компании являются специалисты производственного направления – инженеры-гидротехники и инженеры-гидромелиораторы. И это при том, что университеты и колледжи ежегодно выпускают суммарно более 350 обученных и, казалось бы, потенциально готовых к работе специалистов.
Без достаточного количества современных специалистов компания не может развиваться и полноценно контролировать свои процессы. Потенциально решить данную проблему могла бы выстроенная система переподготовки и повышения квалификации кадров, но и она тоже отсутствует.
С 2011 года у РГП «Казводхоз» сменилось 10 первых руководителей с периодом работы каждого в среднем один-два года. Образование директоров отдельных филиалов предприятия не соответствует сфере деятельности компании (ветеринария, экономика и менеджмент, учет и аудит, юриспруденция, физическое воспитание, зооинженерия), – отмечает Высшая аудиторская палата.
Помимо отсутствия специалистов квазигосударственным компаниям не хватает грамотного контролирования рабочих процессов. Данную проблему аудиторы подчеркнули в работе национальной компании «Kazakh Tourism».
Так, за последние 20 лет было принято четыре Концепции развития туристской отрасли Казахстана, а на данный момент в сфере туризма действуют более 90 стандартов. Но из-за того, что компаниям не хватает специалистов, а за соблюдением стандартов системно никто как внутри компании, так и со стороны госорганов не следит, качество оказываемых услуг оказывается крайне низким. Это также привело к тому, что все принятые государственные программы по развитию туристической отрасли по итогу были поставлены на утрату без дальнейшего практического применения.
Неэффективное использование средств
Как следствие отсутствия специалистов и должного контроля мы и получаем те самые пресловутые неэффективные траты бюджетных средств, которые не дают экономике вырасти.
Например, «Казводхоз», как сообщает Высшая аудиторская палата, помимо получения субсидий от государства, занимал средства в двух банках развития – Европейском и Исламском. В общей сложности займ компании в двух банках с 2018 года составил 77,7 млрд. тенге.
Данные деньги должны были пойти на реализацию 61 проектов по улучшению водной инфраструктуры. Но в результате только треть из них (18) были вовремя сданы в эксплуатацию. Еще 37 проектов остаются на стадии реализации, а по шести проектам работы вовсе даже не начинались. Более того, из полученного займа компания освоила только 29,8 млрд. тенге (38%), а остальные средства так и остались лежать нетронутыми. Всему виной затягивание сроков, опять же, из-за отсутствия специалистов и контроля.
По 27 проектам (44%) в связи с проводимыми корректировками ПСД работы в установленные сроки не завершены как по вине подрядных организаций, так и по вине РГП «Казводхоз». Затягивание сроков реализации повлекло дополнительные расходы РГП «Казводхоз» в виде комиссии за резервирование средств займов в размере 1,725 млрд. тенге по состоянию на 31 мая 2023 года, выплата которой продолжится до окончания срока доступности займа, – указывает Высшая аудиторская палата.
Тем временем, вопрос эффективности денежных трат стоит остро. «Казводхозу» по-прежнему необходим ремонт 56% водохозяйственных сооружений. Более того, из 5932 имеющихся объектов 206 представляют повышенную опасность и потенциальную угрозу. А износ в компании из-за нехватки специалистов, тем временем, проверяют не объективной методикой, а «на глаз». Только 118 объектов имеют автоматизацию проверки состояния, причем фактически из них функционируют еще меньше – 47.
18 уже выполненных проектов от этой проблемы не спасают. В ряде из них контрольные осмотры аудиторов выявили невыполнение принятых работ и неэффективные планирование и использование бюджетных и заемных средств.
Суммарно в «Казводхозе» были выявлены неэффективные траты на сумму 6,7 млрд. тенге, финансовые нарушения на сумму 59,7 млн. тенге и упущенная выгода на сумму 976,2 млн. тенге.
Схожая проблема наблюдается и в НК «Kazakh Tourism». Высшая аудиторская палата подчеркивает, что относящиеся к данной компании туристская инфраструктура и цифровизация услуг находятся на низком уровне.
Так, в Казахстане сейчас существует 3970 мест размещения туристов, но только 130 из них имеет категорию качества, причем в курортных зонах категорированных мест находится меньше половины – 52. Это, как отмечают аудиторы, приводит к необоснованно высоким ценам на проживание.
Удаленно забронировать и оплатить размещение возможно только в 22,6% существующих местах. В большинстве туристических мест до сих пор слабый уровень интернета и нет автоматизированных бизнес-процессов. В результате потенциальные зарубежные туристы часто принимают решение не ехать в Казахстан, и экономика не получает того количества средств, которые могла бы получить благодаря турпотоку. Помимо этого, в некоторых случаях слабый уровень интернета в туристических местах становится причиной опасных происшествий и порой приводит к гибели туристов.
В этом году аудит национальной компании «Kazakh Tourism» выявил неэффективное планирование и использование бюджетных средств на сумму 1,5 млрд. тенге и финансовые нарушения на сумму 92,3 млн. тенге. Сумма упущенной выгоды не озвучивается.
Но и это еще не все
Несмотря на то, что в отчете детально говорится только о двух конкретных компаниях, все перечисленные проблемы присущи не только им. Всего Высшая аудиторская палата проводила за 9 месяцев этого года 15 аудиторских мероприятий на 135 объектах с объемом средств 9,8 трлн тенге.
В результате были выявлены 180,1 млрд тенге неэффективно использованных и 111,5 млрд. тенге неэффективно запланированных средств, а также финансовые нарушения на сумму 44,9 млрд тенге. В результате Казахстан упустил выгоду на сумму 277,8 млрд тенге. Только 5 млрд тенге из допущенных нарушений на данный момент было восстановлено.
Наказания за данные нарушения понесли 100 человек, однако в большинстве случаев (73 должностных лица) ответственность за случившееся была только дисциплинарная, а по остальным (27 физических и юридических лиц) административная. Еще 16 материалов аудита переданы в правоохранительные органы.
Помимо аудиторской палаты, проверки в этот же период проводили ревизионные комиссии и комитет внутреннего государственного аудита.
Ревизионные комиссии проверили 1174 объектов аудита с общей суммой средств 3,1 трлн тенге. И они тоже выявили большую долю нарушений – неэффективно использованные средства на сумму 205,2 млрд тенге, неэффективно запланированные средства на сумму 263,2 млрд тенге и финансовые нарушения на сумму 414,3 млрд тенге, из которых 413,4 млрд тенге предъявлено к возмещению. На данный момент из этой суммы восстановлено только чуть больше половины – 283,8 млрд тенге.
В правоохранительные органы для принятия мер направлено 187 материалов аудита. Из них по 38 материалам проводится производство или досудебное расследование, 11 материалов направлены на рассмотрение в суд, по пяти материалам отказано в возбуждении уголовного дела, три материала оставлены без рассмотрения. К ответственности привлечено 3432 лица, но только 8 из них к уголовной. 2195 лиц привлечены к административной ответственности, 1229 – к дисциплинарной.
Комитет внутреннего государственного аудита и его территориальные департаменты осуществили 1709 аудиторских мероприятий с суммой охвата 1,2 трлн тенге. Они выявили финансовые нарушения на сумму 194,4 млрд тенге и 3922 нарушения процедурного характера.
В данном случае большая часть суммы, 158,4 млрд тенге, была восстановлена путем поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ, возмещения в бюджет и отражения по учету. Тем не менее, к административной ответственности оказались привлечены 7760 должностных лиц, к дисциплинарной – 1551. Данное количество привлеченных к ответственности лиц – более 9 тысяч человек за 9 месяцев 2023 года – особенно ярко отображает масштаб проблемы. Еще 106 материалов переданы в правоохранительные органы.
Помимо своей основной деятельности, Высшая аудиторская палата в этом году также участвовала в разработке проекта недавно принятого закона «О республиканском бюджете на 2024-2026 годы», представив свое заключение. В нем также указывается корень проблемы, приводящий к тому, что ситуация в экономике Казахстана не улучшается.
Установлены системные недостатки, влияющие на качество бюджетного планирования: формальный подход формирования прогноза социально-экономического развития, основанный на фиксированных показателях (к примеру, неэластичная цена на нефть принята за 80 долларов США за баррель при базовом сценарии); несовершенство оптимистического и пессимистического сценариев ПСЭР страны (при внесении изменений в прогнозные значения роста ВВП внесены изменения только в базовый сценарий); отсутствие оценки ожидаемого экономического эффекта от инвестирования бюджетных средств в проекты развития; короткий горизонт планирования, необеспеченность последующих планируемых периодов бюджетным финансированием, – указывает Высшая аудиторская палата.
И хотя все эти проблемы и так известны и о них говорится десятилетиями, они, к сожалению, продолжают оставаться актуальными, из-за чего у нас по-прежнему наблюдается стагнация в виде роста экономики 4,9% при подорожании цен в среднем на 16,1% и увеличении республиканского бюджета на 21,5%.
Автор Максим Елизаров
Источник exclusive.kz