Казахстанцы, сменившие оператора сотовой связи с сохранением своего номера, бесплатно могут звонить клиентам нового поставщика услуг. Можно ли понять принадлежность абонента, сообщает nur.kz.

Мужчина держит в руках два смартфона.

Смартфоны. Иллюстративное фото: Arman Zhenikeyev/Getty Images

После отмены так называемого "мобильного рабства" в октябре 2015 года у казахстанцев появилась возможность переноса абонентских номеров от одного оператора сотовой связи к другому на безвозмездной основе. То есть в Казахстане можно сменить оператора с сохранением своего старого номера, включая код.

Например, если у условного абонента был номер телефона, например, с кодом Tele2 "707" и он сменил мобильного оператора с помощью услуги Mobile Number Portability (MNP), то у него остается тот же номер с тем же кодом.

Как нам рассказали в компании Beeline, в этом случае номер просто мигрирует в базу нового оператора и с предыдущим оператором его ничего не связывает. Все прежние тарифные планы, услуги, мобильное приложение после портации работать не будут.

Таким образом, для абонента ничего не меняется: прежний номер, прежний код, в контактах тоже ничего исправлять не нужно. Изменятся только тарифные планы, которые предлагает новый оператор.

Получается, если казахстанец со своим старым номером переходит к новому оператору, то к его номеру применяются условия новой сети. Например, если абонент с кодом Tele2 "707" перешел в Beeline, то в рамках соответствующих тарифов, где предусмотрены безлимитные звонки внутри сети, он сможет бесплатно звонить другим абонентам Beeline.

И ему смогут без ограничений звонить другие абоненты Beeline. А звонки от клиентов Tele2, несмотря на отнесение кода "707" к этому оператору сотовой связи, будут тарифицироваться как межоператорские, то есть за них может взиматься плата.

Таким образом, после появления услуги MNP определить принадлежность абонента по коду телефонного номера невозможно.

Какие неудобства возникают у казахстанцев

В частности, с подобной ситуацией столкнулся читатель редакции . Он позвонил на номер телефона с таким же кодом, как у него, с намерением, что звонок внутри сети, согласно его тарифу, будет бесплатным.

Но с него списали деньги из-за того, что абонент, которому звонил мужчина, поменял оператора сотовой связи, поэтому звонок тарифицировался, как исходящий на номера других операторов РК.

Предпринимаются ли какие-то меры для предотвращения таких ситуаций и возможно ли оповещение о том, что абонент сменил оператора, мы также спросили у представителей Beeline.

"Эта схема очень сложно реализуема из-за нагрузки на системы операторов, учитывая, что в сутки по сети проходят миллионы звонков. При соединении звонка сначала нужно подключать голосовую программу с оповещением, а потом переключать на абонента.

Кроме того, потребность в голосовых вызовах снижается на фоне роста общения в мессенджерах. Если сравнивать количество звонков, совершенных в 2023 году, то оно будет на 43 миллиона меньше, чем в 2021 году.

Снижается и длительность звонка. Если три года назад она была в среднем почти две минуты, то сейчас – меньше полутора", – ответили в компании.

В рамках современных тарифов обычно также предусмотрены не только безлимитные звонки внутри сети, но и пакеты бесплатных минут, которые можно потратить на звонки на номера других казахстанских операторов связи, в том числе городские.

Таким образом, технической возможности сообщать о смене оператора сотовой связи нет, но необходимость в таком сервисе не такая большая, и с каждым годом она становится все меньше.

Между тем, согласно данным Государственной радиочастотной службы, если в 2016 году сменили оператора связи с сохранением номера лишь 146 тысяч абонентов, то в 2023 году количество пользователей MNP увеличилось почти до 224 тысяч. Как сообщили в Beeline, более 126 тысяч из них (60%) при этом выбрали данного оператора связи.

Напомним, что на портале этой же службы казахстанцы могут проверить, сколько номеров зарегистрировано на их ИИН.

Автор Екатерина Сохарева

Источник nur.kz