При ввозе авто из-за границы нужно внести утилизационный платеж. Сбором облагаются не только авто, но и ряд других товаров. Сумму рассчитывают по специальной методике , сообщает nur.kz .
Фото: freepik.com
Для чего нужен утилизационный сбор и кто его платит
Принцип расширенных обязательств производителей или импортеров (РОП) определенных видов товаров детализируется в ст. 386 Экологического кодекса РК. Перечень таких товаров утвержден министром экологии, геологии и природных ресурсов в 2022 году. В него вошли транспортные средства, резиновые изделия, аккумуляторы, нефтепродукты, химические продукты, бумажные изделия, лампы, термометры, электрооборудование, продукты в упаковке и другие изделия.
Дело в том, что товары из перечня нельзя просто так выбрасывать на свалку. В силу своих характеристик они несут угрозу для экологии и должны быть утилизированы должным образом. Такая продукция требует особой технологии переработки или полной утилизации, чтобы не наносить вред окружающей среде.
Как указывает сайт о бухгалтерском учете Uchet.kz, чаще всего сбор взимается именно с ввозимых (импортируемых) в Казахстан транспортных средств. Поэтому вопрос утилизационного сбора волнует обычных граждан в первую очередь в контексте его платы за легковые автомобили, грузовики или автобусы.
Что такое утилизационный сбор? Согласно пп. 2 п. 2 ст. 386 Экологического кодекса РК, утилизационный платеж — это плата оператору расширенных обязательств производителей и импортеров за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее упаковки.
Утилизационный платеж уплачивается производителями товаров из перечня. Также платеж должен быть уплачен импортером. Согласно пп. 1 п. 2 Правил реализации РОП, импортерами, которые ввозят на таможенную территорию РК продукцию, считаются не только юридические, но и физические лица. Поэтому гражданин, ввозящий в РК автомобиль для себя, должен не только растаможить его, но и уплатить утилизационный сбор.
Правительством РК оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) определено АО «Жасыл даму». Оплату можно осуществить непосредственно на сайте АО «Жасыл даму». Для этого:
- Авторизуйтесь в личном кабинете с помощью ЭЦП.
- Создайте новую заявку в личном кабинете в разделе «Заявки».
- Добавьте автомобиль с его характеристиками (объем двигателя, VIN-код, год и страну производства и год импорта).
Дополнительно необходимо загрузить документы, указанные в п. 28 Правил реализации РОП:
- для произведенных в РК — таможенная декларация или паспорт ТС;
- для ввезенных с территории ЕАЭС — талон о прохождении госконтроля с приемо-сдаточным актом, ТТН или накладной CMR;
- для ввезенных не с территории ЕАЭС — таможенная декларация.
При возникновении трудностей можно воспользоваться видеоинструкцией. Также оплату можно произвести через eGov.kz, пройдя авторизацию и выбрав необходимый платеж из списка.
Сроки и суммы оплаты утилизационного сбора
Сколько утилизационный сбор в Казахстане в 2024 году? Расчет размера утилизационного платежа производится в соответствии с Методикой расчета утилизационного платежа. Базовая ставка для всех расчетов — 50 МРП (184 600 тенге в 2024 году).
Согласно п. 2 Методики, для продукции, которая не входит в число транспортных средств (резиновые изделия, нефтепродукты, бумага и картон, упаковки), сумма платежа будет равняться произведению базовой ставки 50 МРП на массу в тоннах и коэффициент произведенной или ввозимой продукции. Для транспортных средств п. 8 Методики установлен другой способ определения суммы платежа. Сумма исчисляется путем умножения базовой ставки 50 МРП на коэффициент, который определите по приложению 4.
Для легковых автомобилей (категория М1) коэффициент зависит от объема двигателя:
- до 1000 см³ — 1,5;
- от 1001 до 2000 см³ — 3,5;
- от 2001 до 3000 см³ — 5;
- свыше 3001 см³ — 11,5.
Например, для автомобиля с двигателем 2,2 л в 2024 году нужно будет уплатить: 184 600 (50 МРП)×5 (коэффициент от 2001 до 3000 см³)=923 000 тенге.
Для грузовиков (категории N1–N3) коэффициент зависит от максимальной массы:
- до 2,5 т включительно — 3,5;
- от 2,5 т до 3,5 т — 7,5;
- от 3,5 т до 5 т — 7,5;
- от 5 т до 8 т — 8;
- от 8 т до 12 т — 9,5; от 12 т до 20 т — 10,5;
- от 20 т до 50 т — 20,5;
- седельные тягачи от 12 до 50 т — 11.
Для микроавтобусов и автобусов (категории М2, М3) коэффициент определяется объемом двигателя (4–13,5), а для тракторов (2–40) и комбайнов (9–45) — мощностью двигателя в лошадиных силах.
При ввозе электромобиля утилизационный сбор не уплачивается, так как для легковых электромобилей (категория М1), грузовых автомобилей (категории N1–N3), автобусов (категории M2–M3) установлены нулевые коэффициенты. Нулевые коэффициенты применяются только к «чистым» электромобилям, на гибридные силовые установки они не распространяются.
Как разъясняет сайт о бухгалтерском учете Uchet.kz, срок уплаты утилизационного платежа не привязывается к конкретной дате. Импортер обязан уплатить его до момента первичной постановки на учет. Тем не менее для самоходной сельскохозяйственной техники сбор должен быть оплачен не позднее 30 календарных дней с даты производства или ввоза.
Также следует обратить внимание на разъяснение министра экологии и природных ресурсов РК Ерлана Нысанбаева о том, что в случае реализации автотранспортных средств производителями (импортерами) до их первичной регистрации, утилизационный платеж вносится до реализации таких автотранспортных средств.
Наиболее часто утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Казахстана транспортных средств. Плательщик покрывает таким образом будущие затраты на утилизацию. Уплачивать платеж нужно до первичной постановки на регистрацию.
Автор Михаил Борисевич
Источник nur.kz