Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана повысило важность показателя валового национального дохода (ВНД), сообщает forbes.kz.
Фото: © Depositphotos.com/orkhv
О концепциях ВНД и ВВП
С момента начала нефтяного бума валовой внутренний продукт (ВВП) Казахстана (номинальный, в долларах США) демонстрировал поступательный рост в среднем на 13,8% в год, а кумулятивно за период с 2000 по 2023 год ВВП страны увеличился в 14 раз в долларовом выражении, сообщает Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).
Даже если рассматривать временной интервал после финансового кризиса 2008–2009 годов, когда после окончания нефтяного бума произошла некоторая стабилизация экономической динамики, номинальный долларовый ВВП вырос в 2,26 раза в 2009–2023 годах. Этот результат впечатляет, особенно на фоне заметного ослабления тенге относительно доллара США за данный период.
Принимая во внимание весомый вклад иностранных инвестиций в экономику Казахстана и значительную долю иностранных резидентов (принадлежащих им компаний) в структуре ВВП, может возникнуть вопрос: отражают ли величина и динамика валового продукта реальный прирост национального дохода — совокупного дохода резидентов страны (как внутреннего, так и дохода, получаемого от вложений в иностранные экономики).
Для ответа на этот вопрос сопоставим ВВП и валовой национальный доход (ВНД) с учетом отличий в их расчетах. В структуре ВНД не учитывается валовой доход нерезидентов, получаемый ими на территории Казахстана, и включается доход резидентов, поступающий из зарубежных стран (см. рис. 1).
Национальный доход Казахстана: какова его величина относительно ВВП
Динамика ВВП и ВНД в долларовом выражении в целом похожа: резкий рост в 2000-е, достижение пика в 2013 и 2014 годах, некоторый спад и восстановление до текущих значений, сопоставимых с уровнем 2014 года.
По мере роста обоих показателей ВВП вырвался вперед и в 2008–2011 годах превышал ВНД на 17%. В долларовом эквиваленте эта разница была больше суммы ВВП таких стран, как Кыргызстан, Монголия и Таджикистан, вместе взятых (см. рис. 2). По итогам 2022-го ВВП Казахстана опередил ВНД на 13% (пока нет оценки ВНД за 2023 год). Хотя их соотношение несколько снизилось относительно пиковых значений, в долларовом выражении эта дельта по-прежнему внушительная — она превысила, например, ВВП Грузии или Армении за 2022 год (см. рис. 2).
Столь существенная разница между ВНД и ВВП связана с той частью последнего, которая не относится к доходам резидентов Казахстана, а представляет собой иностранный доход от производств на территории страны и должна иметь своим источником ранее привлеченные иностранные инвестиции. Рассмотрим, какова динамика привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Казахстана и может ли это быть фактором, объясняющим серьезные расхождения между ВВП и ВНД.
Инвестиции в экономику Казахстана: исключительно активная динамика ПИИ
В целях сопоставления рассмотрим ряд стран Центральной Азии и Кавказа, для которых характерно активное привлечение иностранных инвестиций (ПИИ в чистом выражении в ценах последнего года рассматриваемого временного диапазона1). Наиболее репрезентативным для Казахстана в данном контексте будет сравнение с Азербайджаном и Туркменистаном, в меньшей степени — с Узбекистаном и Грузией (см. рис. 4).
Чистый приток ПИИ в экономику Казахстана с 2000 по 2022 год (в долларовом эквиваленте 2022-го) не только был наибольшим в рассматриваемом регионе, но и на 1,5% превосходил суммарный показатель семи экономик выборки, сильно отрываясь от Азербайджана и Туркменистана, идущих по данному показателю следом за Казахстаном.
В группу стран, наиболее активно привлекавших ПИИ, можно выделить Казахстан и Азербайджан — две экономики региона, основу которых составляет нефтегазовая отрасль. Остальные страны выборки (за исключением Таджикистана) относятся ко второй группе, для которой характерна умеренная динамика как притока ПИИ, так и отклонения ВВП от ВНД. Особняком стоит Таджикистан с минимальным объемом ПИИ и значительным отклонением ВВП от ВНД в пользу последнего, что обусловлено значительным вкладом денежных переводов относительно масштаба экономики страны — 51% в 2022 году.
На протяжении последних двух десятилетий наблюдается наиболее заметное отклонение ВВП Казахстана от ВНД (см. рис. 3). С 2000 по 2008 год схожие тенденции были в Азербайджане, а в 2014 и 2015 годах — в Туркменистане. В остальном ситуация в Казахстане заметно отличается: за последние семь или восемь лет ни одна страна выборки не имела столь ярко выраженного отклонения ВВП от ВНД, что делает экономику Казахстана исключительной в данном аспекте.
Чрезвычайно активное привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана (отчасти похожая ситуация была в Азербайджане до 2008 года) сформировало существенное отклонение ВВП от ВНД страны. Такие масштабы процесса не характерны ни для одной другой экономики региона. С учетом этого для более точной оценки экономики Казахстана и понимания ее тенденций следует обращать пристальное внимание на ВНД страны (в дополнение к ВВП или отдельно), поскольку этот показатель в более очевидной форме отражает динамику национальных доходов.
[1] В выборку помимо Казахстана входят Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Грузия и Армения.
[2] Превышение 100%-го уровня говорит о том, что ВВП превосходит ВНД, и наоборот.
[3] Расчеты по состоянию на конец 2022 года.
Источник forbes.kz