Эксперт обозначил главные риски налоговой реформы Казахстана.
Фотоколлаж Liter.kz
В Казахстане обсуждается реформа налога на добавленную стоимость (НДС), которая включает его повышение с 12% до 16% и введение дифференцированных ставок. Эти меры могут повлиять на экономику страны, особенно на малый и средний бизнес, а также изменить налоговую нагрузку на граждан.
Рост НДС: кому это выгодно?
Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов в беседе с корреспондентом Liter.kz отметил, что рост НДС с 12% до 16% неизбежно окажет влияние на конечного потребителя.
“Цены поднимутся, и вопрос не в 3% инфляции, а в цепочке эффектов. Кто-то заложит налог в цену, кто-то сократит персонал, кто-то уйдет в тень”, – сказал он.
Малый и средний бизнес пострадает сильнее, чем крупные компании.
“В любом случае, малый и средний бизнес пострадает больше крупных игроков, у которых и так хватает инструментов оптимизации. Может, это и есть усложнение регулирования, в результате которого выжившие укрепятся”, – заметил эксперт.
Дифференциация ставок: облегчение или хаос?
Как уже отмечалось ранее, правительство намерено придерживаться четкой и упрощенной системы налогообложения, чтобы избежать сложностей с администрированием. В предложенной системе будут действовать следующие ставки: 16%, 10%, 0% или полное освобождение от НДС.
“Как вы знаете, НДС – один из ключевых источников пополнения бюджета. Он составляет 25% от его общего объема. Повышение и дифференциация ставки позволит нам сделать финансовую систему устойчивее”, – пояснил вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин 11 февраля на брифинге в правительстве.
Между тем Расул Рысмамбетов считает, что дифференциация ставок НДС в Казахстане – “штука неоднозначная”.
“В теории снижение ставки для отдельных отраслей облегчит жизнь бизнесу, но в реальности администрирование станет сложнее. Чем больше разных ставок – тем больше вопросов у налоговиков и бухгалтеров, тем выше вероятность ошибок и споров”, – заметил он.
В идеале, по мнению финансового аналитика, это должно поддержать медицину, образование, аграрный сектор, но если список начнут расширять бесконтрольно, бюджет потеряет больше, чем заработает.
Между тем эксперты в сфере медицины напротив считают, что увеличение с текущей нулевой ставки до 10% НДС для сферы здравоохранения грозит ростом цен на медицинские услуги, лекарства, лабораторные исследование. Как следствие, в казахстанцы будут платить больше, а доступность медицины сократится.
Однако аналитик Расул Рысмамбетов, напротив, считает, что промежуточная ставка 10% для социально значимых отраслей даст передышку населению. Однако есть “но”:
“Если говорить о промежуточной ставке 10%, логично включить туда социально значимые отрасли: лекарства, продовольствие, коммуналку, образование. Это даст передышку населению, но все упирается в администрирование. Чем сложнее система, тем выше риски злоупотреблений, так что важно держать баланс между поддержкой отраслей и управляемостью налоговой системы”, – заметил он.
Теневая экономика: двоякий эффект
Что касается теневой экономики, то здесь, по мнению Рысмамбетова, эффект двоякий. С одной стороны, снижение ставки в отдельных секторах может вывести часть бизнеса из тени, но если общий уровень налоговой нагрузки вырастет, народ начнет искать новые лазейки.
“Чем выше налог, тем больше соблазн его не платить – это аксиома”, – заявил он.
Международный опыт
Во многих странах применяется дифференцированный НДС, но его администрирование требует строгого контроля. Например, в Германии действует сложная и многоуровневая система налогообложения, охватывающая как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей (ИП). Там НДС составляет 19%, пониженная ставка 7% применяется к определенным товарам и услугам. ИП обязаны регистрироваться как плательщики НДС и регулярно подавать декларации, если их годовой оборот превышает определенные пороговые значения. В Великобритании действует общеустановленная ставка НДС в пределах 20 процентов, при этом еще работают в стране льготные ставки НДС для отдельных категорий товаров и услуг.
В России повышение НДС с 18% до 20% в 2019 году привело к скачку инфляции и росту теневого сектора. В некоторых странах из-за сложных налоговых систем увеличились схемы уклонения от налогов и коррупционные риски.
Главные риски реформы
Любая налоговая реформа несет в себе определенные угрозы. Расул Рысмамбетов выделил те, которые по его мнению, могут “выйти боком” населению:
Рост инфляции. Увеличение НДС приведет к удорожанию товаров и услуг, что ударит по населению.
Уход бизнеса в тень. Чем выше налог, тем больше стимулов у предпринимателей искать схемы его обхода.
Сложность администрирования. Разнообразие ставок усложнит работу налоговых органов, создавая почву для коррупции.
Снижение инвестиционной привлекательности. Нестабильность налоговой политики может отпугнуть инвесторов, что негативно скажется на экономическом развитии страны.
“Эти риски решаемы, если держать в голове, что это не чисто налоговая реформа, а бюджетно-налоговая, а значит, изменения должны быть проведены везде. Казахстану важно не наступить на те же грабли, что и другие страны, где усложнение НДС приводило к росту коррупции и злоупотреблений. Если делать реформу, то с четким расчетом и без иллюзий, с активной коммуникацией”, – резюмировал эксперт.
Реформа НДС – это не просто изменение налоговых ставок, а вопрос баланса между интересами бизнеса, государства и общества. Без четкого плана и контроля такие изменения могут принести больше вреда, чем пользы. Чтобы избежать негативных последствий, важно учитывать международный опыт, грамотно администрировать ставки и выстроить эффективную систему налогового контроля.
Автор Жулдыз Жапарова
Источник liter.kz