то делать, если все идет не так, и как обезопасить финансовые активы? Инвестиционный консультант Дмитрий Сочин погружается в историю, анализирует и дает советы, если у вас еще есть что вложить.
Обе столицы оказались в осаде. Отсиживаясь в квартире, плохо понимаешь происходящее, а короткие перебежки в магазин и в офис только сбивают с толку. Соседи приглашают на дегустацию вина, центр города вообще словно празднует наступление внеплановых каникул. Дружеские посиделки в кофейнях переместились на обочину, в скверы и на аллеи.
Народ упивается исчезнувшей транспортной проблемой, и только в продуктовом магазине чувствуется тревога и небольшая тихая паника, особенно возле полок с крупами. Покупатели пытаются сделать вид, что интереса к гречке и макаронам нет, но, опустив глаза, они кидают добычу в переполненную корзинку и спешно уходят в отдел с алкоголем.
Воздух настолько наэлектризован, что если какая-нибудь старая бабка вдруг заголосит и запричитает тонким и противным голосом, то клапан сломается у всех, и паника накроет огромной волной, на которой посерфить удастся далеко не каждому, снесут все – от муки до ненужных никому подсвечников.
Меня же во время этих походов тревожит другое. Закрытые ставни ресторанов, магазинов и офисов. Не галдят возле дверей барбершопов молодые и не очень ребята. Закрыто все, что не отвечает за жизнеобеспечение города. Десятки, а может и сотни людей, проживающих в области, не попали на свои рабочие места в городе.
Душу греет, что не мы одни такие невезучие – вся мировая экономика просто летит в свободном падении. Пандемия коронавируса сделала то, что не было под силу финансовым кризисам и даже глобальным войнам – одновременный паралич деловой активности всей планеты. Правительства говорят, что примут какие-то там стабилизирующие действия, но есть ощущение, что их цель больше приободрить население.
Какой толк от субсидий, налоговых и кредитных каникул, если потребление по большому счету стало ограничиваться пищей и товарами первой необходимости?
Варианты выхода из ситуации, конечно, есть. И один из них – жесткий карантин, который необходимо вводить как можно скорей по всей планете. Вместе с этим правительства должны осуществлять беспрецедентные меры поддержки бизнесу и рабочей силе, люди должны получить знак, что их не оставили в беде, и понимать, что за ночью обязательно придет день, тогда восстановление будет быстрым, таким же как и сам прыжок мировой экономики в бездну.
Шансы на успех у крупных и сильных экономик велики, Китай и США всегда готовы писать новые страницы для учебников по макроэкономике. Но хрупкость экономик небольших и слабых заставляет задуматься о других исходах, более интересных и темных.
И тут начинаешь понимать, что эта атмосфера праздника на центральных улицах южной столицы и чествование прибытия коронавируса – поведение не совсем рациональное, и настроение жителей может уже через короткое время окраситься совсем в другие цвета.
Возможно, многие это понимают, но в нашем обществе не принято быть слабаком и расписаться в том, что ситуацию нужно воспринимать немного серьезней, дано не каждому.
Иррациональность жителей Казахстана – это история, которая достойна отдельного совместного исследования ученых от медицины, антропологии и экономики.
Нам присуща крайне ошибочная оценка реальности, которая ведет к большим ошибкам в потреблении и особенно в потреблении финансовых услуг.
Произойти может все что угодно
За 13 лет работы на финансовом рынке я видел много вещей. Мне удалось застать начало банковского кризиса в Казахстане, обрушение рынка недвижимости, коллапс казахстанского фондового рынка, от которого мы до сих пор не оправились. Я видел в режиме реального времени рынки после краха Lehman Brothers, долговой кризис в ЕС, подъем сланцевой индустрии и появление ОПЕК+, невероятный взлет биткоина и его не менее фееричное падение.
За эти годы мне удалось постичь одну простую истину, которая с одной стороны предельно общая, но с другой – очень глубокая. Это то, что должен зарубить на носу себе каждый, кто умеет зарабатывать деньги, большие и не очень.
В этом мире может произойти все, что угодно, и самый безумный или невероятный сценарий может оказаться нашей внезапной действительностью.
Насколько тонкая экономика в Казахстане, и сколько мы сможем продержаться с помощью текущей подушки? Нет, речь не идет о текущем ослаблении национальной валюты, сам по себе этот вопрос естественный и не требует отдельного внимания.
Да, президент Токаев выступил с обращением к нации, и были обещаны прямые и косвенные меры на сумму до 10 миллиардов долларов США. Приличная сумма, и, вроде, всем оставшимся без работы будут осуществлять минимальные выплаты, ну чтобы не умереть с голода.
Конечно, эти меры должны как-то смягчить жесткое и фатальное падение экономики, но все же тревожные вопросы возникают при виде закрытых ставней магазинов, салонов красоты, кофеен и офисов вдоль тихих и безмятежных улиц Алматы.
Этот пейзаж переносит в декабрь 2001-го года на территорию Аргентины. Дисбалансы, которые копились в экономике этой страны годами, благодаря падению мировых цен на зерно, поставили ее на грань дефолта. Иностранные инвесторы начали выводить деньги из экономики, население побежало изымать средства из банков и менять их на доллары. Курс песо полетел наверх словно ракета, тысячи фирм были разорены, сотни тысяч аргентинцев потеряли работу и средства к существованию. Страна погрузилась в хаос и анархию, улицы начали тонуть в насилии, грабежи и убийства стали обычным делом.
Жители некогда богатейшей латиноамериканской страны в одночасье превратились в нищих, средний класс уже думал не о путешествиях и личном развитии, а о том, где добыть еды.
Конечно, мрачноватый сценарий, о котором не хочется думать, но он несколько отрезвляет и заставляет по-другому взглянуть на возможные последствия глобальной пандемии. Мы не будем здесь рассматривать аргентинский набор выживальщика, который прекрасно описал в своих книгах свидетель того кризиса Фернандо Агирре, а немного поговорим про различные финансовые инструменты, которые могут помочь остаться на плаву.
В чем хранить?
Итак, мы не знаем, насколько тонкая экономика Казахстана в условиях низких цен на нефть, сколько простоит банковская система и при каких условиях. По крайней мере публичных стресс-тестов, которые бы это показали, попросту нет, цифр и расчетов пока никто не показывал. Нашумевшая независимая проверка качества активов банков в 2019 году (AQR) совсем не проливает свет на этот вопрос.
Возникает резонный вопрос, в чем хранить денежные остатки или личные сбережения? Наличность штука небезопасная, физическое золото неудобно в хранении и опять же небезопасно. Что делать по крайней мере с некой аварийной суммой? Процедуры открытия банковских счетов в надежных иностранных банках для стран бывшего СССР были крайне ужесточены, и сейчас эта услуга по факту не доступна.
Возможность подстраховаться все-таки есть – ценные бумаги и криптовалюта, две сущности, которые не подвязаны к здоровью банковской системы, потому как хранятся вне баланса финансовых институтов, и в отличие от денег эти инструменты не берут кредитный риск банка, где они хранятся.
Их точно так же, как и деньги, можно переводить в любую точку рынка, с меньшими сложностями чем деньги, если речь идет о крупной сумме.
Крипта может быть хорошим подспорьем, если ляжет банковская система расчетов, в том числе по всему миру. И речь сейчас идет даже не о биткоине, а о стейблкоинах вроде Tether или Stasis, которые по сути являются долларом и евро, просто завернутые в блокчейн без какого-либо рыночного риска как у биткоина или эфириума.
С ценными бумагами такая же история – необязательно скупать обвалившиеся акции. Наша задача – сохранение капитала и диверсификация, для этих целей отлично подходят ценные бумаги казначейства США: как в виде нот, так и в виде биржевых фондов. Оба инструмента суперликвидны, и сделку на миллионы долларов можно провести в доли секунды.
Очень удобны биржевые фонды, которые инвестируют в физическое золото. Такие инструменты лишены минусов, связанных с хранением золотых слитков и сложностями при их покупке или продажи.
Ценные бумаги можно вполне легально учитывать на балансе компании, при этом они будут храниться у зарубежных кастодианов, что, собственно, и необходимо при создании относительно безопасной финансовой подушки.
Чем более сбалансированная и диверсифицированная подушка будет сформирована, тем лучше вы будете подготовлены к самым невероятным событиям. Конечно, речь идет о событиях в мировой экономике и финансовых рынках, от падения астероида любая диверсификация, облигация или криптовалюта вас, увы, не спасет.
Источник esquire.kz