Комментируя послание президента, экономист сфокусировал внимание на аспектах, касающихся предпринимательства и конкуренции
Второе послание второго президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, оглашенное во вторник, 1 сентября, стало, пожалуй, самым объемным из всех подобных обращений. Во всяком случае оно на треть длиннее предыдущего и в два раза больше последнего послания первого президента Нурсултана Назарбаева.
Комментируя Forbes.kz положения документа, экономист Алмас Чукин выбрал моменты, наиболее важные в нынешней сложной ситуации - эпидемии коронавируса и экономического спада. Так, президент открыто сказал, что «из пандемии мы ещё около двух лет не выберемся», отметил Чукин.
Как сказал Токаев, «правительство извлекло уроки из ошибок и сумело сделать все быстро. Главное, чтобы мы ничего не скрывали от граждан, а открыто публиковали всю информацию о смертях от эпидемии. Как бы это ни было горько, мы говорим правду. Это преимущество Казахстана перед некоторыми странами. Однако улучшение ситуации не должно быть поводом для расслабления. Борьба продолжается. По данным Всемирной организации здравоохранения, на преодоление пандемии потребуется не менее 2 лет... Будет разработана комплексная программа борьбы с пандемией. Государство выполнит все обязательства в социальной сфере, направленные на поддержку экономики. На эти цели из Национального фонда выделен 1 триллион тенге» (неофициальный перевод с казахского — F).
Тема заката нефтяной эры — ещё один важнейший аспект, озвученный в послании. Вместе с пандемией эти два фактора ставят задачи по-новому, отметил Чукин.
«Длительный нефтяной суперцикл, похоже, завершился. Следует быть готовым к совершенно новой конъюнктуре мирового рынка. Создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нас не просто необходимость, этот путь уже безальтернативен», - заявил Токаев в послании.
- Это важные вещи, о которых историки потом будут писать: что впервые о конце нефтяной эры казахстанский президент сказал осенью 2020-го, - уверен эксперт.
Кроме того, перешел к следующей теме наш собеседник, в послании впервые президент сказал о том, что «у нас многие сектора экономики «забетонированы» - там никакой конкуренции».
Чукин имел в виду следующие слова президента: «Не секрет, что многие рыночные ниши плотно «забетонированы» далеко не рыночными методами. Предприниматели не могут войти в рынок, а если и сумели войти, то вынуждены подчиняться частным монополистам. Антиконкурентные проявления сохраняются повсюду: рынок угля, электроэнергии, нефтепродуктов, связи, фармацевтических препаратов, услуги аэропортов, услуги ЖКХ, логистики. Список можно продолжать. Поэтому нужен сильный и независимый орган по защите и развитию конкуренции... Поручаю создать Агентство по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением президенту».
- У нас есть Антимонопольный комитет, и пока не очень понятно, чем он будет отличаться от нового Агентства по защите конкуренции, - отметил Чукин, - но главное — свобода конкуренции обозначена президентом как приоритет. На мой взгляд, это очень важно. Когда меня «философски» спрашивают, что делать, я говорю — надо свободу дать. Потому что рыночная экономика начинается со свободных бизнесменов. Типа Илонов Масков и всяких прочих Безосов. Они сами откуда-то берутся, сами развиваются и сами достигают успеха. Но Илон Маск не появится там, где есть Роскосмос, потому что там в космос можно только Роскосмосу.
Создание Агентства по стратегическому планированию и реформам, о котором тоже объявил Токаев, не вызвало у Чукина такого же оптимизма. На его взгляд, это уже третья попытка добиться от правительства разработки плана реформ.
Так, 24 января на расширенном заседании правительства президент заявил, что стране нужна новая экономическая политика: «Требуется разработать единый программный документ, максимально краткий по форме и глубокий по содержанию. По сути речь идет о плане работы правительства на среднесрочный период. Данный документ должен быть подготовлен правительством, администрацией президента, НПП «Атамекен» уже к 15 мая. Времени на раскачку нет». Главной задачей госкомиссии являлось формирование проекта Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года в новой редакции, который должен был внесен на рассмотрение президента РК до 1 августа текущего года.
- Президент в этом году дважды уже поручал разработать программу реформ — и оба раза провал, - констатировал эксперт. - Вначале он дал указание правительству подготовить к маю программу радикальных экономических реформ. Мы ждали мая, затаив дыхание, но правительство ничего не выдало. Тогда внезапно появляется новая инициатива — в конце мая создается Комиссия по восстановлению экономического роста во главе опять же с главой правительства Аскаром Маминым, с поручением до августа «выработать предложения по восстановлению экономического роста в условиях новой экономической реальности». Но уже август прошел, а никакой программы экономических реформ нет. Теперь создано агентство...
Напомним, что об учреждении Агентства по стратегическому планированию и реформам глава государства сказал в первой части послания: «Подобный орган ранее существовал и успешно выполнял возложенные на него задачи. Теперь он вновь станет центральным звеном всей системы государственного планирования. Разрабатываемые агентством реформы должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами». Как подчеркнул президент, создаваемое агентство будет в его прямом подчинении.
Источник forbes.kz