Об этом рассказывает финансист Мурат Темирханов.
Начиная с 2010, в Казахстане средняя инфляция по годам составила 7,3%, что считается высоким показателем. Высокая инфляция наносит большой экономический урон как населению, так и бизнесу за счет уменьшения ценности национальной валюты вследствие быстрого роста цен. Это одна из ключевых причин низкого доверия общества к тенге. Другая проблема заключается в том, что высокая инфляция приводит к высоким процентная ставкам для кредитования бизнеса, что сдерживает диверсификацию и развитие несырьевых секторов экономики.
В Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы планировалось, что «основной целью монетарной политики будет удержание среднегодовой инфляции в 2003-2004 годах в пределах 4-6% и снижение ее к 2005 году до 3-5%, а в последующие годы (2006 и далее) - до 2-4%». К сожалению, эта цель не была выполнена, и главной причиной этому стала не монетарная политика, а модель экономического развития страны, которую власти выбрали после кризиса 2008-2009 и которая действует и даже усиливается в наши дни.
Сегодня в Казахстане действует экономическая система под названием «государственный капитализм». Она создает фундаментальные проблемы по развитию рыночных отношений, конкуренции, частного предпринимательства, а также является основным драйвером инфляции в Казахстане. Фундаментом государственного капитализма в Казахстане является распределение нефтяной ренты из Нацфонда. Такая экономическая модель развития характеризуется следующими особенностями:
- вместо рыночных подходов власти используют командно-административные ручные методы управления экономикой. Подавляющее государственное регулирование, а также раздутый и неэффективный госаппарат во многом заменяют собой рынок. Отсутствует надлежащий общественный контроль над распределением нефтяной ренты и эффективностью её использования.
- государство активно занимается бизнесом и является крупнейшим собственником ключевых компаний в стране. Большинство госкомпаний очень неэффективны, поскольку интересы чиновников очень часто расходятся с целями бизнеса.
- государственные меры по поддержке частного бизнеса являются антирыночными по своей сути и часто поддерживают неэффективный бизнес, что снижает международную конкурентоспособность экономики Казахстана. В результате в стране нет нормального предпринимательского динамизма, когда на место более слабого предприятия обязательно придет более эффективное, способное выживать в условиях реального рынка.
- и наконец особенностью такой экономической системы страны является высокий уровень коррупции, низкий уровень верховенства закона и ограниченные политические свободы.
Можно достаточно легко управлять инфляцией за счет монетарной политики, которая называется «инфляционное таргетирование». Однако чтобы такая монетарная политика нормально работала, стране необходимо иметь высокоразвитые рыночные отношения и конкуренцию как в реальном, так и в финансовом секторах экономики, чего нет в Казахстане. Именно текущая экономическая модель развития является главной причиной высокой инфляции в Казахстане.
Основными факторами, ускоряющими инфляцию в Казахстане, являются:
- процикличная фискальная политика.
- государственное кредитование экономики по ставкам гораздо ниже рыночных.
- сырьевая зависимость курса тенге.
- антирыночная поддержка бизнеса и государственное регулирование цен.
- отсутствие нормальной конкуренции и недоверие к действиям правительства и Нацбанка, а также наличие большой теневой и коррупционной экономики приводит к тому, что население и бизнес неадекватно реагируют на различные риски и шоки в экономике, ускоряя инфляцию.
Давайте более внимательно посмотрим на эти причины.
Процикличная фискальная политика
Чтобы высокие цены на нефть не разгоняли инфляцию, у нас должна быть четкая контрцикличная бюджетная политика, которая в Казахстане напрямую зависит от принципов использования Нацфонда. У нас до сих пор нет такой политики.
Суть такой контрцикличной фискальной политики заключается в том, что, когда цены на нефть высокие, правительство должно сдерживать рост государственных расходов и накапливать нефтедоллары в Нацфонд. То есть трансферты из Нацфонда в госбюджет должны сократиться до минимума, поскольку экономика страны находится в благоприятном периоде. Таким образом, в период высоких цен на нефть власти стерилизуют экономику от избытка нефтедолларов, избегая пресловутой голландской болезни и роста инфляции.
С другой стороны, когда цены на нефть падают, то в соответствии с контрцикличной фискальной политикой правительство может использовать нефтяной фонд для поддержания государственных расходов на прежнем или более высоком уровне для стимуляции роста экономики вне зависимости от упавших доходов сырьевого сектора экономики. Таким образом, в кризисный период в стране - экспортере нефти сохраняется устойчивость государственных расходов и всей экономики в целом, несмотря на падение цен на нефть.
К сожалению, до сегодняшнего дня власти Казахстана вместо контрцикличной проводили процикличную фискальную политику, что вредило экономическому развитию страны и увеличивало инфляцию.
Например, после кризиса 2008-2009 и до 2015 года цены на нефть доходили до $100 за баррель и выше. Однако власти, вместо того чтобы снизить использование Нацфонда, продолжали делать это на том же уровне и даже выше, без необходимости разогревая экономику и разгоняя инфляцию в стране. При этом диверсификация экономики так и не улучшилась, а вместо строительства дорог и другой продуктивной инфраструктуры мы проводили помпезные крайне дорогие и никому не нужные мероприятия.
Самый последний пример неправильного использования Нацфонда – это предкризисный 2019 год. Тогда цены на нефть тоже были вполне благоприятными, однако вместо уменьшения трансфертов из Нацфонда произошло их увеличение, что усилило давление на инфляцию и сделало более трудным финансирование антикризисных мер в результате COVID-19.
Госкредитование экономики по нерыночным ставкам
После кризиса 2008-2009 государство, имея много денег в Нацфонде, влезло в когда-то вполне конкурентный и рыночный финансовый сектор и стало раздавать деньги нерыночным способом по крайне заниженной цене. Возможно такое вмешательство было необходимо в краткосрочном периоде для преодоления кризиса, но после него прошло уже более 10 лет, а государство, вместо мер по снижению инфляции в стране, продолжает искажать рыночные отношения на финансовом рынке за счет крайне низких процентных ставок.
Выдавая кредиты по низким процентным ставкам, государство имеет конкурентное преимущество, которого в помине нет у коммерческих банков. Несмотря на то, что по сравнению с кредитным портфелем всей банковской системы государство субсидирует малую часть кредитов, такой подход приводит к тому, что все текущие и потенциальные заемщики считают процентные ставки банков несправедливыми и пытаются всеми силами выбить дешевое государственное финансирование. В результате банки, имея большой избыток денег, не могут нарастить кредитование бизнеса.
С точки зрения роста инфляции в низких процентных ставках от государства есть две проблемы. Во-первых, у банков есть большая избыточная ликвидность в тенге, которую можно и нужно направить на кредитование бизнеса. Однако в дополнение к этой избыточной ликвидности государство вливает в экономику страны дешевые кредиты на триллионы тенге. В результате ускоряется инфляция.
Вторая проблема заключается в том, что государственное кредитование экономики по заниженным процентным ставкам искажает рыночные отношения на финансовом рынке и сводит к нулю эффективность монетарной политики – инфляционное таргетирование. Основным инструментом этой политики является управление базовой ставкой, которая должна влиять на рыночные процентные ставки, включая ставки по кредитованию бизнеса. Однако Нацбанк вместо того, чтобы управлять процентными ставками в экономике, вынужден стерилизовать большое инфляционное давление от дешевого государственного кредитования.
Для решения этого вопроса (госфинансирование по ставкам ниже рыночных) необходимо, чтобы все заемщики в стране, включая госкомпании и нацхолдинги, получали финансирование от банков, от фондового рынка, и прежде всего от государства только по рыночным условиям. Если правительство хочет помочь определённым заёмщикам, то оно должно субсидировать рыночную процентную ставку из госбюджета напрямую конечному заемщику, не искажая рыночные отношения на финансовом рынке. Однако если субсидирование процентных ставок будет охватывать не всех (поскольку у государства ограниченные финансовые средства), то все равно будет продолжаться искажение конкуренции и рыночных отношений – теперь уже в реальном секторе экономики.
Сырьевая зависимость курса тенге
Казахстане зависит от экспорта нефти, и это приводит к зависимости курса тенге от цен на углеводороды. Как только цены на это сырье падают, в РК немедленно начинаются проблемы с платежным балансом, и курс тенге девальвируется, чтобы снизить это давление. Без такого обесценения тенге валютные резервы страны быстро растают и начнется большой кризис. В нашей импортозависимой стране девальвация тенге рано или поздно приводит к росту инфляции.
Чтобы курс тенге сильно не девальвировал при каждом падении цены на нефть, необходимо максимально диверсифицировать экспорт, что снизит его сырьевую зависимость. Впервые по-настоящему всерьез государство запланировало диверсификацию экономики страны в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Однако начиная с 2003 года никакой реальной диверсификации экономики так и не произошло. То есть текущая экономическая модель развития Казахстана (антирыночные командно-административные методы управления экономикой на базе нефтяной ренты) не меняется уже более десяти лет, а результатов нет.
Сейчас некоторые эксперты предлагают вместо плавания тенге вернуться к фиксированному курсу по отношению к доллару или другой валюте. Это очень опасное предложение. Фактически вместо рыночного подхода по формированию рынок хеджирования (страхования) валютного риска, предлагается расширить командно-административных методы чиновников на фиксирования курса нацвалюты. Такой подход еще больше исказит и так проблемные рыночные отношения в финансовой системе и, в случае любого экономического шока, фиксированный курс только усилит кризисные явления.
Антирыночная поддержка бизнеса и регулирование цен
Начиная с кризиса 2008-2009 власти Казахстана целиком и полностью перешли на политику импортозамещения, которая ускоряет инфляцию.
Импортозамещение в Казахстане характеризируется защитой отечественных производителей (включая сельхозпроизводителей) от внешней конкуренции путем тарифных и нетарифных мер защиты от импорта, прямого субсидирования, льготных кредитов, льготного государственного закупа отечественной продукции и так далее.
Тарифная и нетарифная защита от более дешевого импорта приводит к негативной разнице в ценах между внутренним и внешним рынком. Например, если сравнить цены на один и тот же иностранный автомобиль, собираемый в России и в Казахстане, то у нас он будет в примерно на 20% дороже из-за крайне высокого утильсбора и тарифа на регистрацию авто. Такая защита от более дешевого импорта (для защиты отечественного производителя) повышает цены на автомобили в Казахстане. Однако такая мера не развивает международную конкурентоспособность наших заводов по сборке иностранных авто.
Это связано с тем, что в рамках политики импортозамещения государство устраняет внешнюю конкуренцию для местных автосборочных заводов. В результате они выступают в роли обычных продавцов иностранных автомобилей, мотивированных краткосрочной прибылью на внутреннем рынке, пока не кончилась господдержка. Они не заинтересованы в экспорте иностранных автомобилей, собранных в Казахстане, поскольку из-за малого масштаба производства и отсутствия собственных технологий такие автомобили будут неконкурентоспособны на внешнем рынке.
Такая же ситуация сложилась и у сельхозпроизводителей. Ключевой проблемой развития сельского хозяйства Казахстана является то, что в отрасли плохо развивается дух предпринимательства. В отрасли слишком низкий показатель по появлению новых и эффективных сельхозпроизводителей взамен старых и неэффективных (отсутствует динамизм предпринимательской активности).
Такая ситуация сложилась из-за того, что подавляющая часть государственной помощи для сельхозпроизводителей также является антирыночной по своей сути, и приводит к искажению в рыночной мотивации к повышению конкурентоспособности хозяйств (прежде всего повышению производительности). На сегодня наш агробизнес превратился в бюджетного иждивенца, который не стремиться выжить за счет своих клиентов и конкурентной борьбы, а знает, что государство всегда ему поможет и даст денег даже в самые благоприятные для сельского хозяйства времена. То есть фактически правительство поддерживало и поддерживает неэффективность сельского хозяйства, и данная поддержка происходит за счет кармана потребителей (рост цен на продовольствие) и за счет налогоплательщиков (субсидии из госбюджета).
Также власти разгоняют инфляцию за счет государственного регулирования цен на социально значимые продукты, тарифы, и услуги. В Казахстане такое регулирование цен является одним из главных инструментов командно-административного управления экономикой. Власти объясняют такое административное сдерживание цен просто: мол, рыночные механизмы приводят лишь к удорожанию товаров, тарифов, и услуг, а потому необходимо защитить простых потребителей от постоянного роста цен за счет административного вмешательства в рынок.
Однако весь международный опыт показывает, что такое вмешательство в рыночное ценообразование в определенных секторах экономики приводит к росту нагрузки на госбюджет; к дефициту продукции, на которую регулируется цены; к снижению конкурентоспособности и возможности модернизации этого сектора экономики и, в конечном итоге, к более высокому росту цен в среднесрочной перспективе.
Чтобы избежать этих проблем, вместо регулирования цен государство должно использовать чисто рыночные инструменты по максимальному развитию конкуренции в этом секторе экономики. Это достигается: устранением любых барьеров на вход новых игроков на этот рынок; созданием равных условий конкуренции и устранением возможности доминирования одного или небольшого числа игроков на рынке.
Только в таких рыночных условиях будет развиваться реальная конкурентоспособность и эффективность бизнеса, и в жесткой конкуренции будет формироваться реальная рыночная цена продукта. И опять, если государство все-таки захочет помочь определённым категориям потребителей, то это нужно делать за счет прямой адресной помощи конечному потребителю, а не за счет командно-административного снижения или ограничения цен.
Когда появится новый экономический курс?
В январе прошлого года глава государства выступил с вдохновляющей речью на расширенном заседании правительства. Он отметил некачественный рост экономики, затем достаточно хорошо описал ключевые проблемы в ней (хотя и не все) и сказал, что необходимо «подготовить программу глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны. Нам нужен новый экономический курс, который даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения».
По моему мнению, именно государственный капитализм (описанный в статье) привел к некачественному росту экономики Казахстана, о чем говорил президент. Поэтому главной реформой, чтобы остановить некачественный рост и стагнацию развития несырьевой экономики Казахстана, является слом текущей экономической системы (государственный капитализм) для возврата и дальнейшего развития принципов рыночной экономики так, как это работает в развитых западных странах.
Прямо сейчас для улучшения рыночных механизмов и конкуренции в Казахстане рекомендуется, обязательный анализ всех текущих и запланированных мер правительства с точки зрения следующего вопроса: насколько данная мера улучшает или ухудшает конкуренцию и рыночные механизмы в экономике в целом или в отдельной отрасли? В ОЭСР есть отличные инструменты по осуществлению такой оценки. Все меры правительства, которые ухудшают рыночные отношения, должны быть пересмотрены.
Источник forbes.kz