Цена 175-180 тг/литр в зависимости от региона – уже не за горами?

Чем хорош бензин на спирту, и какие есть подводные камни? — Lexus RX, 3.5  л., 2011 года на DRIVE2

В соответствии с ранее озвученными прогнозами ценники на АЗС страны продолжают поступательное движение вверх, отметил на своей странице Facebook эксперт по нефтегазовому рынку Ерлан Жаукин, сообщает корреспондент .

«На отдельных АЗС можно уже видеть 159-161 тг/литр. Наиболее низкий уровень цен сохраняется на АЗС Атырауской, Туркестанской областей и г. Шымкента, что объясняется низкой стоимостью доставки топлива в регионы, на чьей территории дислоцированы НПЗ», – отмечает он.

Эксперт спрашивает, чего ждать дальше на рынке? Как уже было неоднократно озвучено, в ближайшее время есть основания ожидать дальнейшего роста цен. По нашим расчетам, цена 175-180 тг/литр в зависимости от региона уже не за горами.

«Многие задаются вопросом, достаточный ли это уровень цены за литр казахстанского бензина? Уже приводились сравнительные данные по ценам на рынках наших соседей. Говорилось о том, что даже при цене 175 тг/литр казахстанский бензин останется самым дешевым в регионе и одним из самых дешевых в мире. Казахстанский рынок не гонится за мировой статистикой. На сегодня мы говорим о справедливости стоимости топлива в текущих рыночных условиях», – продолжает он.

Ерлан Жаукин отмечает, что много говорится о риске возникновения дефицита топлива на российском рынке. Есть мнение об ограничении экспорта топлива из России. Все это только толкает российский внутренний рынок вверх. С начала марта правительство России обсуждает с нефтяниками вопрос сдерживания роста розничных цен на российском рынке. Хотелось бы обратить внимание, что на российском рынке действует относительно справедливый механизм демпфера, когда бюджет страны возмещает переработчику нефти разницу в цене топлива при его экспорте или реализации на внутреннем рынке.

«То есть при низком уровне экспортных котировок на нефтепродукты российский производитель выплачивает в федеральный бюджет разницу цен между экспортной альтернативой и ценой на внутреннем рынке. В условиях, когда экспортные котировки находятся на уровне, превышающем цены внутреннего рынка России, уже бюджет России возмещает разницу производителю. В Казахстане такого механизма не существует», - пишет автор.

Казахстанский производитель подстраивается под условия рынка. И если на сегодня розничная цена на российском рынке установилась на уровне 245-250 тг/литр, то для исключения перетока на казахстанском рынке необходима цена в диапазоне 200-205 тг/литр. Это исключит экономический эффект приграничного оттока топлива в Россию. Существует и административный рычаг остановки перетока – введение запрета на вывоз бензина, за исключением вывоза в баке автомобиля. Такая мера применялась в 2019 году и была хоть и нерыночной, но весьма эффективной.

«Уходя немного в историю, уже мало кто помнит, что в 2018 году стоимость бензина Аи-92 на казахстанских АЗС составляла 163 тг/литр. За прошедшие несколько лет мы наблюдали только снижение розничных цен на топливо в стране. При этом никто не может оспаривать тот факт, что в условиях снижения цен на топливо цены на все остальное только росли. Так что разговор о прямом влиянии стоимости бензина на формирование цен на продукты питания или стоимость услуг в первую очередь некорректно», – говорится в сообщении.

Возвращаясь к разговору об объективности цены, устраивающей казахстанского производителя – 200-205 тг/литр, мы говорим о необходимости понимания социальной значимости стоимости бензина Аи-92 и влиянии стоимости топлива на настроение потребителя. То есть на сегодня это критический уровень цены, который устроит производителя (продавца), но не устроит покупателя. Правда, как говорится, где-то посередине, резюмирует автор.

Источник inbusiness.kz