Экономист Галим Хусаинов рассказывает о причинах инфляции в Казахстане и предлагает способ борьбы с этим явлением.
Одним из базовых инструментов в борьбе с инфляцией является базовая ставка Национального банка РК, которая выступает неким контррегулятором денежной массы.
Попытаюсь описать простым языком, как это работает. Банки привлекают депозиты населения и юридических лиц, полученные средства от депозитов и текущих счетов размещают в качестве кредитов и ценных бумаг, а также в виде нот и депозитов в НБ РК. Нацбанк в свою очередь выкупает излишнюю ликвидность по базовой ставке минус спред (и предоставляет ликвидность под залог ГЦБ (государственные ценные бумаги) по цене "базовая ставка плюс спред". Например, если базовая ставка равна 9% и спред равен 0,5%, то банки всегда разместят ликвидность минимум под 8,5% годовых. Если банк вложил в ГЦБ на долгий период (например на год), то под эти бумаги всегда можно привлечь деньги у НБ РК под 9,5%. Это означает, что кредиты, выдаваемые банками, в теории, не могут быть меньше, чем базовая ставка, так как это ставка безрискового размещения.
Кредиты, получаемые населением и юридическими лицами, всегда идут на увеличение спроса, так как бесцелевых кредитов не бывает, и за полученные кредиты население либо предприятия покупают от квартир до станков. Это прямой канал увеличения спроса. Чем больше выдаётся кредитов, тем больше денег в экономике, которые стимулируют спрос.
Процентная ставка – это стоимость денег. Таким образом, когда НБ поднимает базовую ставку – растёт стоимость кредита, и наоборот. При повышении процентных ставок на кредиты падает спрос на деньги и, как результат, падает спрос в стране. Когда спрос растёт, то предложение не сразу поспевает за спросом и это давит на цены, ибо нужно компенсировать выпадающий спрос.
Соответственно, при высокой инфляции НБ РК поднимает базовую ставку, чтобы сократить спрос в стране, и таким образом влияет на инфляцию, и наоборот.
Почему же в Казахстане при высокой базовой ставке инфляция остаётся высокой? Одна из причин тому – субсидии и нерыночные кредитные программы, которые искажают действие базовой ставки.
В Казахстане множество программ: ДКБ 2025, по которой "Даму" субсидирует до 6%; программа "Өндіріс", где деньги даются без субсидий под 6%; программа "Нұрлы жер" под 7%; программа "Экономика простых вещей" под 6%; программы для АПК на посевную под 6%; куча акиматовских программ; ипотечная программа "7-20-25"; субсидирование жилищных депозитов для Отбасы банка, программа льготного автокредитования под 6%. Вышеперечисленное – лишь то, что я вспомнил. Итог один: реальная ставка по многим программам ниже, чем базовая, а значит, инструмент этот работает не в полной мере.
К тому же очень большая часть кредитных средств уходит на приобретение импортных товаров и услуг, таким образом происходит давление на курс. А как я писал в прошлом посте, это влияет на инфляцию, так как обесценение тенге увеличивает стоимость импорта, а значит, приводит к инфляции.
Поэтому я считаю, что субсидирование – это искажение, которое приводит к давлению на инфляцию, а значит, реальное субсидирование перекладывается на плечи населения. Чтобы получить низкие ставки, нужно перетерпеть пару лет, отказаться от субсидий, выровнять работу базовой ставки, снизить инфляцию.
Сниженная инфляция приведёт к снижению базовой ставки, а это приведёт к снижению стоимости кредитов. Только так можно перейти на рыночные инструменты и устойчивый рост экономики.
Источник informburo.kz